Нуржехан Стрюкова
Образец научно-исследовательской работы «Ставрополь в творчестве художника В. Г. Кленова»
▼ Скачать + Заказать документы
Образец научно-исследовательской работы
Городская конференция участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Направление: Культурное наследие
Тема: «Ставрополь в творчестве художника
В. Г. Кленова»
Автор: Чиркова Елена
МБУ ДО Центр детского творчества
Промышленного района г. Ставрополя
Руководитель проекта:
Стрюкова Нуржехан Абдурахмановна
педагог дополнительного образования
Публикация «Образец научно-исследовательской работы „Ставрополь в творчестве художника В, Г, Кленова“» размещена в разделах
- Дерево Клен, кленовые листья
- Деревья и кустарники
- Исследовательская деятельность
- Ставропольский край, Ставрополь
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
МБУ ДО Центр детского творчества
Промышленного района г. Ставрополя
г. Ставрополь
Оглавление
Введение…3
1. Биография. …3
2. Начало творческого пути….4
3. Ставрополь в годы войны….4
4. Послевоенный период. …5
5. Расцвет творчества….6
6. Выставки…7
7. Наследие…. 8
Литература….10
Введение.
У каждого человека есть свой любимый уголок. Чаще всего любимым городом, краем является то место, где человек родился, провел много времени, где промчалось детство. Поэты сочиняют стихотворения, композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины о родные места, тем самым прославляя свою малую родину. Я говорю именно о творческих людях, потому что хочу рассказать о художнике, который жил и творил в городе Ставрополе, о нашем земляке Владимире Григорьевиче Кленове.
Владимир Григорьевич прожил всю жизнь в Ставрополе, и для него родной край был не только малой родиной, а местом откуда он черпал вдохновенье для своих работ.
Наследие художника огромно, но я хочу в своем проекте рассказать о творчестве, посвященном любимому городу художника-Ставрополю. На его полотнах можно проследит, как менялся облик Ставрополя : от довоенного, провинциального городка к современному краевому граду, увидеть полуразрушенные строения военного периода на графических работах, очевидцем которых был сам художник.
Картины художника – это история нашего города и они всегда будут востребованы, как исторические документы, интересны, как произведения искусства, как напоминание уголков природы любимого города.
1. Биография.
Жизнь Владимира Григорьевича типична для его современников, так как годы его биографии и становления профессионального мастерства неразрывно связаны с историей государства Российского.
Владимир Кленов родился в 1896 году в станице Невинномысской, а уже через год семья переехала в Ставрополь. В семье было 14 детей, так что некогда было думать об учебе и Владимир работал, помогал семье. Но в сердце молодого человека была мечта стать настоящим художником, поэтому он постоянно рисовал. Рисовал на чем придется. И в восемнадцать лет решился на серьезный шаг – поехать учиться в Москву. В. Кленов благополучно поступил в частное училище профессора Федора Рерберга. Но Первая мировая война прервала учебу, и его призвали на службу. Лишь в 1921 году Владимир Григорьевич по направлению одной из частей Красной армии поступил на третий курс Высших художественных мастерских в Краснодаре. Потом начался страшный голод, и всех студентов отпустили по домам. Через три года удалось продолжить обучение в Ленинградском художественном техникуме, где преподавали известные художники В. Кузнецов, И. Владимиров, В. Кучумов. В 1928 году Владимир Григорьевич вернулся в Ставрополь, в котором прожил всю оставшуюся жизнь, реализуя себя как художник-пейзажист и организатор художественной жизни города. Главной темой своего творчества он выбрал родной край. До войны Клёнов работал заведующим и единственным преподавателем Ставропольской детской художественной школы. Руководил изостудией при Доме офицеров, был принят в члены Союза советских художников, служил директором художественной мастерской краевого отдела по делам искусств. В те годы его учеником был Павел Гречишкин, со временем ставший признанным мастером пейзажа. Всю свою творческую жизнь Владимир Григорьевич посвятил родному Ставрополью : много ездил по краю, на картинах художника можно увидеть всю красоту родных мест. И после ухода на пенсию он постоянно участвовал на выставках. Большие персональные выставки провё л в свои юбилеи: к 70-летию, 80-летию, 85-летию. Жизнь его была долгой и активной. Всю любовь к родному городу и краю, свою страсть поэтической души, весь огромный талант художник вкладывает в одну тему, которую с полным правом можно назвать «Песнью о родном крае».
2. Начало творчества.
А началось с этюдов города Ставрополя в 1915году. Прибыв, перед демобилизацией к родным на короткий срок, В. Кленов написал несколько работ : «Ставрополь. Торговая площадь. 1915г.» Художник изобразил ее с необычной точки, как-бы изнутри торговых точек. На картине «Торговая площадь» мы видим вдали здание Краеведческого музея, тогда двухэтажное.
Интересен и пейзаж «Улица Госпитальная». Художник изобразил ее сплошной, зеленой, как массив, и кажется, что это какой-то парк или сквер. Сейчас это район Медицинской академии. Но осмысленное творчество началось после возвращения в Ставрополь в 1928году. Молодой художник решил посвятить свою творческую жизнь родным местам-Ставрополью, чему он был верен до конца своих дней. Кленов любил писать окраины города, где жизнь человека не совсем оторвана от природы: улицы кленовского Ставрополя заросли травой, белые домики приветливо смотрят из-за могучих деревьев: «Этюд. 1928.», «Дом, освещенный солнцем. 1931.», «На старом кладбище. 1929.», «Старые памятники 1929», «Этюд. 1934.», «Дворик. 1941.» Но в каждом довоенном пейзаже ощущается уют патриархальной старины, теплота, исходящая от маленького домика, дворика, улочки. Как много еще чистой природы было в старом городе и как дороги эти места художнику своим мирным покоем.
3. Ставрополь в годы войны.
Особенно яркой и трагичной предстает графика Владимира Кленова - исполненная карандашом и тушью. Серия городских рисунков, изображающих Ставрополь в руинах и пламени в январские дни 1943 года. Художник с документальной точностью показал те страшные разрушения, которые нанесли оккупанты Ставрополю. Именно поэтому серия графических листов Владимира Клёнова является уникальной и представляет для нас историческую ценность. Особенно если учесть, что фотографий Ставрополя, относящихся к 1943 году, сохранилось крайне мало, почти все они сегодня хранятся в Государственном архиве Ставропольского края.
«Разрушенное здание пединститута»
«Разрушенная водонапорная башня городского водопровода»,
«Разрушенное здание городской электростанции»,
«Разрушенное здание мельницы»,
«Разрушенное здание почтамта»…
«Взорванные здания крайдрамтеатра,»,
«Пассаж после бомбежки»
Таким предстает на его графических листах израненный войной краевой центр. «В целом это наиболее полная серия работ Клёнова, сделанных сразу же после освобождения краевого центра,- говорит заведующий отделом истории города Ставрополя Ставропольского государственного музея-заповедника Виталий Петренко. Скорее всего, они создавались не для экспонирования, а как документально зафиксированное отражение результатов разрушений города. И подход здесь не столько художественный, сколько документалистский».
Коллекция графики В. Клёнова собиралась из разных источников. Часть работ музею передал сам автор. Отдельные листы поступили от частных дарителей, в том числе от почетного гражданина Ставрополя Г. А. Беликова: Владимир Григорьевич Клёнов лично подарил их его отцу Алексею Максимовичу Беликову.
4. Послевоенный Ставрополь.
Неутомимо и страстно работал Владимир Григорьевич в последующие годы.
Очень интересны пейзажи: Это послевоенный Ставрополь. На картинах людей мы не видим, но чувствуется настроение того времени, что передает мастер цветом: радостная приподнятость, ожидание перемен: «Этюд. Дворик. 1944», «Ранняя весна. 1948.», «Зимний вечер. 1948.», «Комсомольский пруд. 1948.». По складу своего дарования Кленов - лирик. Ему близки настроения умиротворенности, тихой радости, просветленной грусти. Все это видно на этих полотнах: хатки-мазанки, стожок перед домом, покой свет, прелесть ранней осени: «Вечернее солнце. 1955.», «Осенний пейзаж. 1951.».
5. Расцвет творчества.
Особенно плодотворным было творчество художника в 60-ые и 70-ые годы. Художник писал пейзажи Севера, Урала, среднюю полосу России, много этюдов создал в Крыму. Но прежде всего он пейзажист именно Ставрополья. Здесь он весь, здесь вся его душа. Это его Родина, его Россия. Художник отдал дань искреннего чувства родному городу «Ставрополь. Зимний вечер. 1967.», «Верхний рынок», «Этюд. 60-ые годы.», «Зимний вечер. 1967.», «Этюд. 70-ые годы.» «К вечеру 1975.» и другие., «В парке 80-ые годы.», в те же годы «Дворик» уже предстает, как часть городского ландшафта, в отличие от картины с таким названием 1941года.
Картины В. Г. Кленова с успехом экспонировались на республиканской выставке в Москве, они очень уютные, добрые, будто впитавшие мудрость и характер самого автора. «Осенний пейзаж» художник передает не только изображение того или иного уголка природы, а пытается понять то чувство одухотворенности, которое возникает при соприкосновении с природой. Во многих произведениях Кленова запечатлены исчезнувшие теперь, отмеченные особой прелестью уголки старого Ставрополя. Таковы его пейзажи «Старые казачьи хаты. 1973.», «На окраине Ставрополя», «Старый Ставрополь», «Верхний рынок», «Уголок Таманского леса», где художник передает не только изображение того или иного уголка природы, а пытается понять то чувство одухотворенности, которое возникает при соприкосновении с природой. Он писал те городские места, где чувствовался уют природы: окраинные улочки, дворики, тонущие в зелени деревьев: «Дом на окраине. 1980.», «На окраине Ставрополя 1982».
6. Выставки.
В произведениях Владимира Григорьевича разных лет из собрания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, подавляющее большинство работ – пейзажи «малых форм». Малый же размер придает им особый тон теплоты. Как заметила искусствовед Светлана Валуева, Владимир Григорьевич практически никогда не писал город нарядным, ухоженным, предпочитая центру окраинные улочки со старыми домами, густо заросшие растительностью.
Владимир Кленов очень любил родной край, город Ставрополь. У него было несколько персональных выставок. Много работал с молодежью. Часто художник устраивал творческие мастерские под открытым небом, запечатлевая прекрасную природу окрестных мест – леса, озера, степи, от его взгляда не ускользали и городские сюжеты: старые уютные дворики теперь редко встретишь в городском «интерьере».
– «Владимир Григорьевич занимает в истории изобразительного искусства Ставрополья особое место. Он первый профессиональный художник, который родился в крае и всю жизнь способствовал становлению нового поколения мастеров художественного творчества,» – рассказала на открытии выставки к 120летию В. Г. Кленова директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая.
7. Наследие.
Наследие, которое оставили после себя художники, поистине велико и многогранно. Владимир Григорьевич прожил долгую, совсем непростую жизнь. Так уж было написано у него на роду, чтобы все глобальные потрясения времени страны прошли через его судьбу. С именем Владимира Григорьевича Кленова связано становление и развитие пейзажной школы на Ставрополье. Многие наши живописцы, скульпторы, графики делали свои первые шаги в искусстве, обучаясь в художественной школе, организатором и руководителем которой был Кленов.
– Хотел бы я, чтобы его картины украшали стены моего дома,– поделился с нами известный ставропольский художник Леонид Анатольевич Черный. – Так здорово, что мы храним память о таком прекрасном человеке. Работы Владимира Григорьевича – это наша общая память о милых сердцу уютных уголках старого Ставрополя, которых теперь нет.
Литература:
1. Художники Ставрополья. Сайт Краевого музея
Изобразительного искусства.
2. Владимир Григорьевич Кленов. Ставрополь. 2005.
3. Художник-пейзажист В. Г. Кленов. И. Быков. 1996.
4. Того города уж нет. С. Валуева. 2005.