Елена Неудахина
Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при приеме в речевую группу детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при приеме в речевую группу детского сада»
Работая в ДОУ компенсирующего вида с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения, я столкнулась с проблемой ежегодной смены части контингента детей. Дети, получившие полную коррекцию речевого дефекта, переводятся в детский сад общеразвивающего вида, и ежегодно группа пополняется новыми детьми. Большинство детей логопатов - это мальчики, они составляют 80-90% процентов от общего количества детей в группе. Научно доказано, что именно у мальчиков адаптация протекает тяжелее, чем у девочек, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и нарушения эмоционально-волевой сферы. Также отмечается значительное снижение потребности в общении в период адаптации.
Публикация «Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при приеме в речевую группу детского сада» размещена в разделах
С целью предупреждению дезадаптации при приеме в речевую группу нами была разработана и реализована система мероприятий, которая включает в себя следующие направления:
• обеспечение благоприятного психологического и эмоционального комфорта путем создания предметно-развивающей среды для детей с ОНР;
• развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование положительной самооценки, снижение тревожности, посредством реализации проекта «Эмоции на кончиках пальцев» (эмоциональное развитие детей средствами изобразительной деятельности);
• работа с родителями (помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада);
• взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Подробнее хотелось бы остановиться на первых трех направлениях нашей работы.
При организации предметно - развивающей среды, для успешной адаптации дошкольника к условиям речевого детского сада, мы учитывали возрастные особенности, уровень развития каждого ребенка (в том числе - речевого, интересы, способности, склонности детей.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать мысли, а как следствие легче адаптация к окружающей действительности. Для развития речевой активности в группе создан речевой центр, который представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В основу речевого уголка входит разработанный и самостоятельно изготовленный игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха («Звучащие коробочки», «Весёлые бумажки», «Помоги Незнайке» и т. д.); дыхания, воздушной струи («Сильный ветерок», «Снежинка», «Разноцветные вертушки» и т. д.); артикуляционной моторики и правильного звукопроизношения («Весёлый язычок», «Сказка об язычке» и т. д.); лексики («Волшебные сказки», «Две сестрички», «Посмотри и расскажи» и т. д.); грамматики («Скажи наоборот», «Чей домик?», «Чей, чья, чьё?», «Кто спрятался?» и т. п.) мелкой моторики пальцев рук («Золушка», «Сухой бассейн», «Выложи картинку», «Забавные клеточки» и т. д.).
Содержание определяется в строгом соответствии с образовательной программой. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателями совместно, что делает наше взаимодействие не формальным. Игры подбираем в порядке нарастающей сложности (с опорой на календарно-тематическое планирование, с учетом постановки и автоматизации звуков). Они направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Мы стараемся, чтобы оформление было привлекательным для детей и вызывало у них стремление к самостоятельной речевой деятельности.
Детям с тяжелыми нарушениями речи сложно использовать вербальные коммуникативные средства. Поэтому мы стараемся научить детей умению внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для этого был разработан ряд пособий и дидактических игр на развитие эмоционального мира ребё нка с общим недоразвитием речи:
– «Словарь эмоций» - главной целью этого пособия является обогащение понятийного словаря ребёнка.
– Д/и «Посеешь поступок, пожнешь характер» - осознание и дифференциация положительного и отрицательного эмоционального опыта, обучение самоконтролю эмоциональных проявлений.
– Д/и «Слово может обидеть, слово может спасти…» - осознание эмоционального речевого опыта с опорой на литературные произведения. Обучение умению передавать различные эмоции при помощи мимики и жестов. Правильно понимать настроение других людей.
– Д/и «Пойми меня»- знакомство с разнообразием внешних признаков выражения эмоций (выразительные движения, мимика). Формирование позитивного отношения к своему «Я».
– Д/и «Давай поговорим» - игра помогает ребёнку развивать коммуникативные способности, диалогическую речь, воображение, способность передавать разнообразные эмоциональные состояния.
– Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо» - магнитная игра-бродилка которая упражняет дошкольников в умении дифференцировать положительные и отрицательные поступки. И в выражении своего отношения к этим поступкам при помощи мимики.
Также создан центр эмоциональной разгрузки, где ребёнок в спокойной обстановке под расслабляющую мелодию может полюбоваться зеленью разнообразных комнатных растений, насладиться журчанием фонтана, присев на кресло или расположившись на матрасиках, сшитых руками родителей.
С целью развития коммуникативных навыков и творческих способностей, формирования положительной самооценки, умения осознавать себя и своё место в окружающем мире, для более успешной адаптации в детском саду, был разработан и реализован проект «Эмоции на кончиках пальцев».
В ходе реализации данного проекта решались следующие задачи:
• помочь ребенку в снятии эмоционального и мышечного напряжения, импульсивности и тревоги;
• воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества, через совершенствование коммуникативных навыков;
• обогащение эмоционального опыта, приемов передачи чувств, эмоций, переживаний.
Содержание проекта реализовывалось в совместной деятельности педагога с детьми. Сочетание музыки и нетрадиционного изобразительного искусства давало возможность ребёнку реализовать свои творческие способности, потребность в самовыражении. Рисунок для детей являлся не только искусством, а речью, с помощью которой было легче невербально выразить, как внутренние чувства, так и события.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать других, учиться преодолевать робость, страх перед тем, что что-то не получится. Учеными доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи.
Вот некоторые варианты игровых упражнений:
«Манкамания». Когда мы сначала «изображаем» на рассыпанной манке пальчиками объект тревоги, а затем «закрашиваем» его, через некоторое время рисуем его, но уже меньшего размера. Затем снова «размываем». И так несколько раз. В конце концов, он «исчезает». Это позволяет ослабить переживание ребенка, предлагает ему альтернативу освобождения.
«Подарок Зубной феи». Ребёнок зубной пастой на кафельной плитке изображает пальчиками рук любого страшного зверя, который приснился ему, или даже громкий звук, в виде существа или просто пятен. Потом ребенок может сам взять плитку и струей смыть изображение до полного его исчезновения. Такое смывание и уничтожение изображения облегчает переживание ребенка, вносит элемент игры, который также снижает напряженность страха.
«Шаловливые ручки». Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно, независимо от сюжета, рисование руками на листах бумаги большого размера. Все это позволяет ребенку выйти из состояния зажатости и на уровне тела (он вынужден сделать глубокий вдох, широкий взмах рукой, чтобы закрасить большую поверхность, и на уровне эмоций (переживание значимости из-за большой величины изображения, обилия краски).
Постоянно создавая ситуацию успешности каждого ребёнка, помогаем детям свободно выражать свои мысли и чувства, легче входить в новый коллектив группы.
При организации коррекционно-развивающей работы взаимосвязь с родителями дошкольников особенно важна. Адаптацию к новым условиям ДОУ переживают как дети, так и их родители. И родители зачастую не могут помочь своему малышу, поскольку не знают, как лучше поступить в создавшейся ситуации и сами нуждаются в помощи.
Главное - осознание родителями проблем ребёнка. Чтобы родители стали единомышленниками педагога и помогали создавать необходимые условия для развития своих детей. Общаться с родителями мы начинаем задолго до того, как ребенок поступает в детский сад. Приглашая родителей на индивидуальные беседы даём им возможность высказать свои опасения, связанные с переводом ребенка в компенсирующий детский сад, выясняем намерения и возможности родителей в организации пребывания ребенка в группе, даём индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада :
• «Знакомство с разными вариантами адаптации детей к детскому саду»;
• «Игры и упражнения для коррекции эмоциональных нарушений у детей»;
• «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»;
• «Пять тактик семейного воспитания»;
• «Здравствуй новый детский сад» и т. д.
Активное взаимодействие сотрудников ДОУ и родителей также проходят через дискуссии, диалоги, обсуждения педагогических ситуаций, тренинги, встречи за круглым столом: «Наше семейное увлечение», «Детско-родительские отношения», показы фронтальных и подгрупповых занятий для родительского сообщества, дни открытых дверей «Хорошо у нас в саду». Для более комфортного пребывания детей создаются условия для активного участия родителей в развлекательных мероприятиях: тематических праздниках, групповых и спортивных развлечениях «Форд Боярд», «Джунгли зовут» и т. д.
Мониторинг реализованной системы мероприятий показал, что:
• процесс привыкания детей проходит успешно;
• степень адаптации в основном легкая и средняя;
• отмечается повышение уровня коммуникативных способностей детей.
Положительным является повышение заинтересованности родителей в жизни группы и детского сада в целом, их активное участие в образовательно-коррекционном процессе, повышение уровня педагогической компетности.