Енбаева Ольга
Создание экологической комнаты в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание экологической комнаты в детском саду»
Экологическое образование и воспитание дошкольников стало в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Публикация «Создание экологической комнаты в детском саду» размещена в разделах
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования в ДОУ является организация развивающей предметно- пространственной среды. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности.
В детском саду «Ромашка» экологическая развивающая среда до настоящего времени была организована традиционно- это Уголок природы в каждой возрастной группе с минимальным набором материалов и оборудования. Условия в группах детского сада и СаНПин не позволяют оформить уголки природы в полном объеме.
Педагоги детского сада проявили творческую инициативу и решили преобразовать традиционные уголки и расширить экологическую образовательную среду путем создания экологической комнаты. Главная особенность такой комнаты – непосредственная близость ее объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различные виды деятельности на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание.
Основной целью нашей работы является: обогащение эколого- развивающей среды в ДОУ посредством создания экологической комнаты.
Участники: старший воспитатель, воспитатели групп, родители (законные представители).
Комната экологии достаточно условно разделена на зоны, которые направлены на формирование у детей основ экологической культуры : «Краеведение», «Комнатные растения», «Живой уголок», «Коллекции», «Мини-Музей», «Мини-лаборатория», «Мини- огород».
Все зоны расположены по периметру комнаты, но в тоже время любой материал можно вынести в центр комнаты (чтобы организовать занятие) или взять в группу.
Левая стена комнаты оформлена как зима, правая (противоположная) как лето. Для этого продумывалось цветовое решение комнаты. Переход от зимы к лету педагоги декоративно оформили в виде разноцветных ленточек: от темно- синего до светлых желтых и зеленых тонов лета. Также ленты чем-то напоминают северное сияние.
При изготовлении декоративного панно педагоги своими силами из подручного материала (пенопласта и поролона) вырезали птиц, животных, человека, шили чум. Небо, землю и воду оформили из материи- капрон, т. к. это легкий, воздушный материал, который легко передает объем и движение.
Панно по краеведению позволяет более глубоко изучить родной край, его историю и географическое положение, климат, животный и растительный мир, народы, проживающие на территории Югры. Панно предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями ХМАО-Югры: птицы и животные нашего края, рыбы и растительность, местный житель и его жилище, промысел.
В зеленой зоне растения подбирали не случайно: взяли растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые, растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы). Для ухода за комнатными растениями и для мини-огорода подобрано безопасное оборудование.
Формировать «живой» уголок начали с аквариума. Заселили его живыми обитателями: неприхотливые рыбы, растения и улитки. С помощью аквариума можно организовать не только наблюдение, но и проводить познавательно-исследовательские занятия по темам: «кислород», «живые микроорганизмы», «свет и тепло», «растения», «улитки» и др.
Гербарий и коллекцию из природных материалов помогали собрать родители. Листья, веточки и корни деревьев, трава, кора, древесная стружка, срезы деревьев, шишки, желуди, и многое другое разложены в отдельные контейнеры и подписаны.
В мини- музей собирались поделки, сделанные своими руками на тему «Быт народов ханты и манси» : это глиняные игрушки, вышивка, изделия из бересты, украшения из бисера и фетра.
Макеты представляют 4 времени года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», которые можно брать при проведении занятий в группах. В изготовлении макетов принимали участие все группы детского сада и родители.
В «Мини-лабораторию» подобрали оборудование для проведения детского экспериментирования : прозрачные емкости разного объема, увеличительные стекла, цветные стекла, микроскоп, магниты, безмен, воронки и т. д.
Также в экологической комнате педагоги планируют создать зоны : «Астрономия», «Человек и природа», «Явления природы», «Полезные ископаемые».
Воспитанников детского сада познакомили с экологической комнатой через познавательно- игровые досуги, которые провели совместно со специалистами и родителями.
Создавая экологическую комнату, коллектив пришел к выводу, что данная работа не может на этом закончиться. Педагоги готовы продолжить работу по обогащению экологической развивающей среды в детском саду на участках детского сада и прилегающей территории.
ХМАО-Югра, г. Советский, МАДОУ «Детский сад «Ромашка»,
Енбаева О. С., старший воспитатель.