юлия казаченок
Консультация «Создание библиотеки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание библиотеки в детском саду»
«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Фрэнсис Бекон
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующую книгу несложно найти в Интернете. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Публикация «Консультация „Создание библиотеки в детском саду“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Домашняя библиотека. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Идея создания библиотеки.
Как-то вечером в разговоре с мамой одной из моих воспитанниц Ольгой Андреевной я отметила, что ее дочь Вика очень внимательно слушает, когда я читаю детям книги. На это Ольга Андреевна ответила, что она каждый вечер читает дочке перед сном. Так было и с ней, когда она была маленькой девочкой. Благодаря тому, что ей часто читали книги, она очень рано захотела научиться читать сама и быстро справилась с этой задачей. За что очень благодарна своим родителям. Теперь она хочет привить любовь к чтению своему ребенку и использует для чтения каждую свободную минуту. Но детские книги, имеющиеся дома, почти все прочитаны, а покупать хорошие детские книги постоянно – сейчас недешево. Далее Ольга Андреевна обмолвилась о том, как было хорошо раньше, когда было много детских библиотек. Там можно было взять нужную книгу и прочитать ее. Не тратились деньги из семейного бюджета, и не захламлялся дом прочитанными книгами. Сейчас городская библиотека находится от них достаточно далеко, а совсем недавно в семье появился маленький ребенок и поэтому пользоваться библиотекой неудобно, да и времени бежать туда просто нет. Я не могла не согласиться с ней.
После этого разговора у меня появилась идея создать детскую библиотеку у нас в саду. Ведь у нас в группе, да и в саду много различных книг, многие из них составляют классику детской литературы. Безусловно, они могли бы сослужить добрую службу детям.
Создание библиотеки.
К созданию библиотеки присоединилась воспитатель Татьяна Владимировна Елтратова и все желающие родители нашей группы. Основную работу по оформлению библиотеки взяли на себя мы с Татьяной Владимировной. В качестве помещения для библиотеки мы выбрали широкую, светлую рекреацию на втором этаже нашего детского сада. Помещение было оформлено силами родителей группы, пространство оформлялось по собственному представлению педагогов и администрации детского сада. Для наполнения библиотеки книжными изданиями были привлечены воспитатели и родители всех возрастных групп.
Книжный фонд постоянно пополняется и в настоящее время содержит белее 150 экземпляров. Большинство книг и пособий находятся на открытых стеллажах и полках, хорошо просматриваются. Имеется книжный резерв, необходимый для пополнения и периодического обновления содержания библиотеки, и места для его размещения. Составлен график посещения библиотеки для всех возрастных групп. Указаны часы работы библиотеки и выделено специальное время для посещения семьей. Разработан перспективный план мероприятий для детей разных возрастов, который предусматривает проведение тематических мероприятий, тематических выставок, вечеров семейного отдыха, фотовыставки, викторин.
Пространство библиотеки обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, но и является содержательно-насыщенным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным. В помещении библиотеки предусмотрены различные места для действий с книгой, играми. Имеется уголок для чтения, для ремонта книг уголок для игр в шахматы и шашки. Уголки оборудованы детской мебелью, мягкими игрушками.
Библиотека оснащена различными средствами обучения: видео книги, аудиокниги, диафильмы; техническим оборудованием в том числе: DVD-система, проектор, ноутбук.
На нового читателя заводится формуляр, литература по необходимости выдается на дом.
Воспитателями были созданы правила пользования библиотекой. Но дети не хотели остаться безучастными, и правила пользования библиотекой нарисовали сами.
Идея создания библиотеки родилась из огромного желания помочь Вам, Уважаемые родители, прививать нашим замечательным детям любовь к чтению, а также научить их бережно относиться к книге.
Правила пользования библиотекой :
Правило 1. В нашей библиотеке книгу можно взять не более чем на три дня, ведь её ждут другие ребята.
Правило 2. С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, чтобы их могли прочесть как можно больше читателей.
Правило 3. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
Правило 4. можете принести в подарок книгу из домашней библиотеки.
Правило 5. Если у вас в группе или в библиотеке есть порванные книги, не пожалей времени отремонтируй её.
Желаем приятного чтения!
План работы библиотеки на год.
Название мероприятия Цель мероприятия Дата проведения
У автора в гостях.
«Путешествие по сказкам С. Я. Маршака» Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству С. Я. Маршака. ноябрь
Игра- викторина по сказкам Н. Н. Носова «Улыбка и смех- это для всех» В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях; совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде. ноябрь
Показ презентации «Дорогами сказок Шарля Перро». вспомнить биографию и творчество Шарля Перро; расширить представления о сказках; повышать творческий интерес детей; воспитывать нравственные черты характера. Январь
Конкурс чтецов «А. Барто – любимый детский писатель» Способствовать знакомству с литературным наследием писательницы А. Барто, выявить наиболее талантливых чтецов среди воспитанников ДОУ. Дать возможность воспитанникам публично прочесть стихи А. Барто. Способствовать повышение интереса к выразительному чтению. февраль
Спортивный праздник с элементами театрализации «В гостях у дедушки Корнея» Создать у детей положительный эмоциональный настрой, совершенствовать умения и навыки при выполнении эстафет, формировать интерес к художественной литературе и пробуждать радость от встречи с любимым и сказочными героями. март
Сценарий квест- игры «День великого сказочника». Воспитать у дошкольников интерес к книгам; закрепление дошкольниками знаний о сказочнике Г. Х. Андерсене и его произведениях. апрель
Благинина май
«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Приобщить детей к творчеству А. С. Пушкина; закрепить знания детей о произведениях и персонажах А. С. Пушкина; создать положительную атмосферу. июнь
Сутеев (проекты краткосрочные по группам) «Эти замечательные сказки Сутеева» июль
Творческие встречи.
Встреча с работниками библиотеки ноябрь
Встреча с писателями г. Славянска-на -Кубани февраль
«Моя мама –Библиотекарь»
Литературная гостиная.
Консультации Октябрь-май
Акция «Подари книгу саду» работа с родителями Привлечь родителей к участию в совместных с педагогом мероприятиях, созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей. Октябрь-май
Родительское собрание Ноябрь
Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой. апрель
Фоторепортажи Октябрь-май
Мастер-класс для детей и родителей «Изготовление закладок для книг» Развитие интереса и любви к книге, пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами. Закрепление умения использовать разные по фактуре материалы ;воспитание бережного отношения к книге февраль
Игра-путешествие «В стране загадок»
Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения.
излагать свои мысли последовательно.
март
Литературная викторина «Наши любимые книги»
Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, повести, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать выразительность, точность речи; учить понимать переносное значение пословиц, применять их в соответствующей речевой ситуации. декабрь
Литературная игра «Волшебный сундучок!»
Уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок. Развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о сказках; развитие умения отвечать на вопросы; активизация словаря: названия героев сказок. Проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды, сопереживание.
апрель
Литературно-музыкальная гостиная «Идет волшебница Зима».
Показать красоту зимней природы через интеграцию видов искусства: музыки, литературы; продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных и литературных образов; упражнять детей в эмоциональном, выразительном пении и чтении стихов; обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, образов природы, литературы декабрь
Книжкина больница.
Игра- занятие в средних, старших, подготовительных группах. «Книжкина больница». формировать устойчивый навык бережного обращения с книгами. Октябрь-май
Акция «Будь здорова книга». Работа с родителями и детьми Привлечь внимание родителей к жизни детского сада, приобщить родителей к чтению книг детям дома и бережного отношения книге. Октябрь- май
Одним из направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению это сотрудничество библиотеки и детского сада. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет. 18 ноября 2018г. Состоялась экскурсия детей старших и подготовительных групп в городскую библиотеку.
Формы работы с родителями:
• Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к книге».
• Консультации для родителей : «Книга в жизни ребенка», «Что и как читать ребенку дома?», «Если ребенок не хочет и не любит читать», «Почему детям необходимо читать книги», «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», «Воспитание будущего читателя».
• Участие родителей в пополнении и обновлении книг в библиотеке.
• Участие родителей в выставках рисунков и поделок, выставок, проводимых в библиотеке.
• Привлечение родителей к подготовке и проведению литературных праздников и викторин.
Интересные формы работы библиотеки.
Традиционным является оформление уголков чтения. В них представлена литература, соответствующая возрасту детей. Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия из серии «У автора в гостях» на которых дети знакомятся биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. С. Пушкина, но и то, каким он был в детстве, чем интересовался.
Одним из самых запоминающихся мероприятий стало проведение литературно-музыкальной гостиной «Идет волшебница Зима». На данном мероприятии педагоги показали детям красоту зимней природы через интеграцию видов искусств: музыки, литературы; научили детей воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных и литературных образов; дети эмоционально и выразительно пели и читали стихи о зиме.
Создание «Книжкиной больницы» в библиотеке помогает прививать детям бережное отношение к книге.
В старших группах были проведены занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Благодаря этим занятия дети создали свои собственные книги. И сами попробовали себя в роли редакторов, авторов, художников- оформителей и в роли текстовых редакторов.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в нашем дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.
Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа библиотеки нашего детского сада поможет детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.