Дина Касимова
Создание условий для прогулки детей групп раннего возраста и подготовительных групп в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Веселый шум, визг и безудержный смех – вот что слышат жители домов, соседствующих с детским садом, когда малыши высыпают на прогулку. И это понятно: гулять любят все дошколята, независимо от погоды и времени года. Для детей пребывание на воздухе – увлекательное времяпрепровождение, игры, общение, для воспитателей же прогулка – специально организованный воспитательно-образовательный процесс.
Публикация «Создание условий для прогулки детей групп раннего возраста и подготовительных групп в летний период» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Прогулка на групповом участке несет в себе большие потенциальные возможности для реализации всех направлений развития и образования, прописанных в ФГОС дошкольного образования. Именно здесь детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре: как с природным материалом, так и с игрушками. В совместной деятельности с воспитателем в условиях прогулки реализуется социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и, в наибольшей степени, физическое развитие.
Вот почему к развивающей предметно-пространственной среде прогулочного участка предъявляются высокие требования.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста на участке детского сада имеет свои особенности. Прежде всего, при планировании и оснащении участка необходимо учитывать специфику детей этого возраста. В раннем детстве ведущей является предметная деятельность. Ребёнок этого возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом.
Проектирование пространства участка начинается с зонирования. Обозначаются следующие зоны: сенсорно-познавательная, природоведческая, двигательной активности и подвижных игр, для игр с песком и водой, зона отдыха и релаксации. Деление на зоны условно, по своему желанию ребенок может трансформировать и варьировать любую зону.
Зона сенсорно-познавательного развития. Вся территория прогулочного участка должна быть яркой, привлекательной для ребенка раннего возраста, но в то же время, должна соответствовать, эстетическим требованиям. Поэтому все стационарные постройки участка красятся в разнообразные яркие, насыщенные цвета. Яркий участок не только сам по себе вызывает у детей интерес, желание идти на прогулку, но и развивает цветовосприятие. Например, раскраска веранды по основным цветам: красный, желтый, зелёный, синий. Это можно использовать для обучения различению цветов, например: бабочка (птичка, пчёлка, пёрышко) присела отдохнуть на красную дощечку, а теперь полетела на жёлтую. Помимо игровой площадки, на прогулочном участке есть закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. Стены беседок можно использовать для создания развивающих игр.
Зона двигательной активности и подвижных игр. Особенностью детей раннего возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется на прогулке. Они увлечённо бегают, прыгают, лазают, много времени ходят. В зоне двигательной активности и подвижных игр можно установить баскетбольное кольцо, но с учетом возраста детей : мячи они не забрасывают, а кладут в кольцо. Под кольцом установить корзину для сбора мячей. Детям интересно наблюдать, как мяч из кольца попадает в корзину. Есть небольшие ворота для футбола, горка для лазания. Для развития двигательной активности, совершенствования ходьбы: мячи, шары, разнообразные коляски для кукол, тележки, машинки на верёвочках, каталки, качалки.
Природоведческая зона. В этой зоне, отгороженной от общей территории невысоким заборчиком, посажены цветы с разнообразной окраской, запахами, формами. Зона украшена весёлыми поделками, сделанными из бросового материала руками родителей. Кроме цветов, здесь можно полюбоваться маленьким прудиком с водяными лилиями. Прудик сделан из большого таза, выкрашенным в голубой цвет, прикопанный в землю.
Зона для игр с песком и водой. Развитие познавательной сферы происходит именно в процессе практических предметных действий. Песочница на участке очень важный объект для этой цели, поэтому к ней предъявляются особые требования. Она должна быть гигиенически безопасной, привлекательной для восприятия. По современным санитарным требованиям песочницы для детей в ДОУ должны закрываться крышками. Песочница – это огромный простор для фантазии и придумывания познавательных игр.
Согласно нормативам ГОСТ Р песочница для детского сада должна быть наполнена песком, размер частиц которого варьируется в пределах 0,2-2,0 мм. Однако при этом стоит учитывать, что слишком мелкие песчинки (до 1,0 мм) могут причинить вред детям, так как они легко поднимаются в воздух при ветре. Поэтому оптимальный размер песчинок — это 1,0-2,0 мм.
Согласно рекомендациям для младших групп ДОУ лучше выбирать небольшие песочницы, так как дети еще не умеют создавать огромные сюжетные постройки из песка. Оптимальными для младших групп считаются песочницы размерами 1,25х1,25 м.
При этом важно, чтобы песочница имела широкие борта, на которых дети будут выкладывать поделки из песка. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими.
Не всегда есть возможность приобрести заводской комплекс для игр с водой, но мы нашли выход из положения. В столе выпиливается отверстие, вставляется тазик, наполняется водой, рядом располагаются предметы и игрушки, необходимые для игр, поддон, наполненный песком для выкладывания по контуру простых фигурок типа: солнышко, грибок, домик ракушками, камешками. Высота стола регулируется по росту детей.
Зона отдыха и релаксации. Стоит отметить, что на участке должны быть в достаточном количестве скамеечки и столики для разнообразной деятельности детей. Расположить их надо по всей территории участка, чтобы ребенок мог в любой момент мог присесть на лавочку, поиграть с куклой или порисовать.
Можно изготовить переносные «кошки-лавочки», где спинка лавочки расписана в виде головы кошки – детям очень нравится их рассматривать, показывая глазки, ушки, усы. Есть лавочки с пчёлами, летающими над клевером и лавочки с ромашками. Возле каждой лавочки располагается столик, который легко можно перенести в другое место по необходимости. В этой зоне можно слушать детские песенки, танцевать.
Таким образом, планируя создание развивающей предметно-пространственной среды участка, мы стремились к тому, чтобы все, что находится на участке и за его пределами способствовали полноценному развитию маленького человека, чтобы ему было комфортно и безопасно.