Мария Аникина
Современные тенденции организации развивающей среды группы для психологического здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Детей встречает детский сад!». С таким девизом мы педагоги начинаем каждый учебный год. И родители помнят о том, что мы ждем их и наших воспитанников. С самого порога мы принимаем детей и родителей с улыбкой. Но тогда почему так много слез от детей, и так озабочены родители? Адаптация. Страшное слово для всех кто связан с детками самыми маленькими. Да и у детей постарше – вторая младшая, средняя группа адаптивные кризисы не редкость. Родители очень переживают за своих детей и воспитатели так же стараются сделать всё от них зависящее что бы адаптивный период не затянулся и прошел легко и быстро.
Публикация «Современные тенденции организации развивающей среды группы для психологического здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
А ссоры и замкнутость? Низкая или чересчур завышенная самооценка, тревожность? Очень много проблем психологического характера возникают в ДОУ. И, к сожалению, педагог-психолог – человек который отвечает за психологическую среду в саду, не может (просто даже физически) уделить необходимое внимание каждому приходящему ребенку. Для решения этого вопроса, а так же для обеспечения профилактики психосоматических заболеваний в нашем Учреждении было решено организовать в каждой групповой среде «Психологические уголки» которые направлены как раз на решение всех, и даже больше, названных проблем.
И так поводом создания психологических уголков в каждой группе детского сада послужило:
• адаптационные и ситуативные стрессы,
• низкая самооценка,
• не умение ребенка взаимодействовать со сверстниками.
Для нивелирования данных проблем необходимо:
• обучить ребенка эмоциональной саморегуляции (научить его успокаиваться);
• выходить из конфликтной ситуации;
• комфортно взаимодействовать с другими детьми;
• предоставить место для релаксации и уединения ребенка, когда ему это необходимо для сохранения его психической целостности и сохранения его психофизического здоровья
Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции
• Создание условий в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
• Создание зоны психологического комфорта.
• Наполнить зону играми и атрибутикой для повышения самооценки, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Для того что бы наши уголки соответствовали нашим целям кроме того как будут они наполнены рассматривались ещё и такие категории:
• Тактильные ощущение. Специалисты уверяют, что душевное состояние зависит от нас самих и находится буквально на кончиках наших пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги и прессинга проблем. Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека этот феномен исследовали такие ученые как: Крейдлин 1999, Рубинштейн 2001, Ананьев 1959, Ломов 1982.
• Цветовое воздействие. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др., позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают у человека.
• Релаксация, (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных. Техника как таковая была разработана американским учёным и врачом Эдмундом Джекобсоном в 1920-х годах.
Для того, что бы наши уголки работали в полную силу соблюдались следующие принципы:
• Принцип адекватности используемых материалов – игры и атрибутика подобрана в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями.
• Принцип доступности – каждый ребенок в любой момент может воспользоваться материалами зоны психологической разгрузки или иными средствами психологического уголка.
• Принцип психологической безопасности - обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
• Наличие в развивающей среде группы : отдельно отведенного места, уголка психологической разгрузки.
Так же соблюдались следующие критерии формирования комфортной среды группы :
• Оснащение уголка психологической разгрузки : пособия, игры, игрушки.
• Наличие картотеки упражнений по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и игр, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
• Оформление оригинального пособия (способа) на развитие эмоционально-волевой сферы и развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния.
• Доступность материала детям, творческий подход, эстетичность и оригинальность оформления уголка психологической разгрузки.
• Созданы условия в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка :
Результатами нашей работы стало:
• Созданы зоны психологического комфорта и психологической разгрузки;
• Уголки психологической разгрузки оснащены пособиями, играми, игрушками.
• озданы картотеки упражнений по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и игр, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы
• Материалы доступны детям, соблюдены: творческий подход, эстетичность и оригинальность оформления уголка психологической разгрузки.
До создания уголков и после (спустя три месяца) педагогом-психологом среди детей разного возраста (в основном это были дети среднего и старшего дошкольного возраста) была проведена диагностика:
• Тревожности;
• Самоотношение;
• Наблюдение за взаимодействием в группе.
В итоге:
• Тревожность у детей снизилась на 17% (которая была связана с игнорированием, общением с детьми)
• Самоотношение – выборов адекватного самоотношения увеличилось на 4%
• Наблюдение за взаимодействием в группе – дети стали использовать предложенные стили адекватного поведения в преодолении конфликтов.
Учитывая данные полученные при проведении диагностики можно сказать, что проведенная работа была необходимой и полезной.
Специфика данной работы кроме всего прочего состоит в том, что психологические уголки в процессе работы потихоньку «расползлbсь» по всей группе. Игры на эмоциональную сферу – например «Лото настроений» или игры с правилами потихоньку оказались среди дидактических и спортивных игр. Данная тенденция закономерна. В детском саду ограниченное групповое пространство, и под час, не возможно, реализовать все задумки. И тут спасает интеграция, благодаря которой многие атрибуты и игры становятся много функциональными.
Таким образом можно подвести итог – реализация в групповом пространстве ДОУ психологической помощи в виде «Психологических уголков» не только помогло реализовать цели здоровьезбережения, но и обогатили пространство группы различными атрибутами и дидактическими играми. Что так не мало важно.