Екатерина Жевлакова
Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Публикация «Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Особая роль в патриотическом воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Одна из главных задач музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования современных педагогических технологий развития дошкольников. Поэтому, в своей деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников, я использую различные технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно – ориентированного взаимодействия, технологию проектной деятельности. Каждая технология имеет ряд своих особенностей и преимуществ. Задача педагога – развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Понимая важность своей музыкально – педагогической деятельности и ее влияние на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, я нашла наиболее эффективные методы воспитания и обучения дошкольников. И остановила свой выбор на технологии проектной деятельности, так как это метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий музыкальную, продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников, в ходе которой дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, познают окружающий мир, получают новые знания и учатся находить им практическое применение. Именно проектная деятельность помогает мне связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями, заинтересовать и увлечь в эту деятельность не только детей, но и родителей.
Поэтому проектная деятельность – это сотрудничество детей, нас, музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.
Мною в ДОУ были реализованы проекты, направленные на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки. Примером тому может служить познавательно – творческий проект «Мы память бережно храним» с детьми дошкольного возраста 6 – 7 лет.
В ходе реализации данного проекта потребовалось создать определенные условия: подобрать демонстрационный материал, наглядно-дидактические пособия, организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе и в музыкальном зале в соответствии с тематикой.
Мною в проект были включены такие формы работы с детьми, как:
- НОД;
- тематические беседы;
- продуктивные виды деятельности: изготовление газет, песенников; оформление альбома «Чье имя носишь, улица моя?»; составление «Песенника» с фронтовыми песнями.
- выставка рисунков;
- театрализованная деятельность «Этюды к портрету войны»;
- музыкальная викторина «Умники и умницы» по теме «Герои войны»;
- экскурсии (посещение музея, памятников)
- чтение художественной литературы;
- слушание песен военных лет;
- привлечение родителей к участию в проекте.
Реализация данного проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Досуговое направление в работе с родителями в рамках реализации проекта оказалось самым интересным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Такие формы взаимодействия с родителями, как развлечения, совместные экскурсии, акции, конкурсы призваны были установить теплые неформальные отношения между детьми, педагогами и родителями. Данные мероприятия помогают родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В ходе этого проекта наши родители стали участниками таких акций, как: «От сердца к сердцу» в рамках «ВНД» (родители помогали детям в изготовлении сердец, во Всероссийской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины».
Итогом познавательно – творческого проекта стало участие в районном фестивале – конкурсе детского творчества «Пламя», в номинации ансамблевое чтение «Фронтовые письма»; участие в открытом фестивале любительских театральных коллективов «Балашовские подмостки», в номинации «Художественное слово» и музыкальный вечер «И песня тоже воевала». В этих конкурсах мы добились высоких результатов.
Таким образом, практика показывает, что метод проектов или технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна. Проектная деятельность помогает развивать музыкальные, творческие способности, познавательную деятельность детей, применять полученные знания в жизни, что даёт возможность видеть пути дальнейшего развития всех сторон личности дошкольника и идти в ногу со временем.