Елена Корытова
«Современные формы и методы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста». Семинар-практикум в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
Подготовила и провела Корытова Е. Н
Ведущий:
Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре –практикуме деловая игра по «Современные формы и методы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Публикация «„Современные формы и методы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста“, Семинар-практикум в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
•создание системы нравственно -патриотического воспитания;
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:
1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).
3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).
4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).
.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней).
.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).
.«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия : консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Мы предлагаем вам сегодня принять участие в деловой игре.
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи.
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Ход игры
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку.
Станция № 1. Эрудиты Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .
1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
Станция № 2 Экологическая
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, фламинго, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, киви, куропатка, глухарь, колибри.
2. Исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: шиповник, росянка, мята, полынь, пальма, элеутерококк, верблюжья колючка, календула, баобаб, лимонник, пустырник, перекати-поле (катун)
(Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Станция № 3 Игровая
Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Станция № 4 Смекалистых
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Станция № 5Душевная
Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.
Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.
Песня военных лет делила вместе с воином в горести и радости, подбадривала их веселой, озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных, любимых.
Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.
Песня душа народа. Много песен сложено о великой отечественной войне
- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне.
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра к концу.
Какая картинка у вас получилась? (матрешка)
Матрешка быстро завоевала популярность в народном искусстве. Её наряжали в разнообразные наряды, согласно традициям каждой губернии. Почему она стала символом России? В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.