Валентина Лукьянова
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»
«…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского
сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения
двух социальных институтов…Тенденция, направленная на укрепление семьи,
минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».
(Из концепции дошкольного воспитания)
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема воспитания детей обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса.
В воспитании детей заинтересованы и родители и педагоги. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Формы работы существуют как традиционные, так и нетрадиционные.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольное учреждение решается в нескольких направлениях: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.
К традиционным формам относится: консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек и стендов, информационные уголки, посещение семей, работа с родительским комитетом, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, родительские собрания, посещение открытых мероприятий, родительские конференции, доска объявлений и так далее.
К нетрадиционным формам можно отнести: сайты детского сада и группы, презентации, фотомонтаж и фотовыставки, выпуски семейных газет и плакатов, проведение мастер-класс, проведение акций, почта доверия, совместная деятельность, проведение родительских собраний в форме круглого стола, семинара-практикума, тренинга и деловой игры; мини-собрания; брошюры, листовки и буклеты; совместные прогулки и экскурсии; родительская копилка, выставка семейных реликвий.
Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познание» - интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок и так далее.
«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и так далее.
«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» - совместные рисунки и поделки.
«Музыка» - музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Труд» - совместная деятельность.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Для успешного сотрудничества детского сада и семьи необходимо составить перспективный план работы с родителями, который позволит применять разнообразные формы работы.
Перспективный план работы с родителями в средней группе
Сентябрь.
1. «Давайте познакомимся».
(сбор информации о социальном положении).
Анкетирование.
Воспитатель.
2. «Для вас, родители!».
(информационный уголок)
Стенд.
Воспитатель, родители.
3. «Здоровье вашего малыша».
Цель: способствовать сохранению здоровья детей.
Стенгазета.
Воспитатель, врач-педиатр, ст. медсестра.
4. «Безопасность на дороге».
Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД.
Встреча с интересными людьми.
Воспитатель, родители, инспектор ГБДД.
5. «Возрастные особенности детей 4-5 лет».
Цель: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями возраста.
Родительское собрание в форме круглого стола.
Воспитатель, педагог-психолог.
Октябрь
1. «Осенняя пора».
Цель: знакомить родителей с приметами и характерными признаками времени года.
Папка-передвижка, выставка рисунков.
Воспитатель, родители.
2. «Мой любимый город»
Цель: воспитывать любовь к родному городу, знакомить с достопримечательностями города.
Совместная экскурсия в краеведческий музей.
Выставка картин, журналов о городе.
Воспитатель, специалисты, родители.
3. «Счастливый случай».
Цель: принимать активное участие в совместных мероприятиях.
Развлечение.
Воспитатель, родители, инструктор по физической культуре.
4. «Палитра осени».
Цель: создание эмоционального настроения, доброжелательности между родителями, педагогами и детьми.
Городской конкурс.
Воспитатель, родители.
5. «Осень в гости к нам пришла».
Цель: установление эмоционального контакта между взрослыми и детьми, улучшение детско-родительских отношений.
Праздник.
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Ноябрь
1. «Оздоровление детей в осеннее - зимний период».
Цель: рекомендовать родителям соблюдать правила гигиены и профилактику простудных заболеваний.
Рекомендации и советы. Выставка литературы.
Воспитатель, врач – педиатр, медсестра.
2. «Неделя семьи».
Цель: воспитывать уважение к семье, знать свою родословную.
Семейные фотоальбомы, древо семьи, рисунки.
3. «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию».
Цель: педагогическое просвещение родителей, формирование умений организации игры и овладение сенсорными эталонами.
Мастер-класс.
Воспитатель, педагог-психолог.
4. «Развитие мелкой моторики у детей, имеющих нарушения речи».
Цель: показать важность развития мелкой моторики.
Презентация.
Воспитатель, учитель-логопед.
5. «Безопасное пребывание ребёнка дома и на улице».
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, соблюдение правил безопасности.
Консультация на сайте детского сада, стенд-ширма.
Воспитатель.
Декабрь
1. «День рожденья в кругу семьи».
Цель: воспитание и сохранение семейных традиций.
Родительская копилка.
Воспитатель, родители.
2. «Ёлочка – зелёная иголочка».
Цель: сохранение зелёных насаждений, экологическая забота и охрана окружающей среды.
Акция, плакаты.
Воспитатель, родители, специалисты детского сада.
3. «Самая красивая, необычная новогодняя игрушка».
Городской конкурс.
Воспитатель, родители.
4. «Рукавичка Деда Мороза».
Цель: создание благоприятной обстановки, принимать активное участие при подготовке к празднику.
Новогодний бал.
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
5. «Нетрадиционные формы оздоровления детей».
Цель: изучение и применение нетрадиционных форм оздоровления детей на практике.
Консультация.
Воспитатель, врач – педиатр.
Январь
1. «Рождественские посиделки».
Цель: установление эмоционального контакта, улучшение детско-родительских отношений.
Совместный праздник.
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
2. «Спрашивайте! Отвечаем!».
Цель: налаживание контакта между педагогами и родителями.
Почтовый ящик.
Воспитатели, родители.
3. «Будь здоров».
Проектная деятельность.
Цель: познакомить с проектом группы, рекомендовать проведение мероприятий.
Сайт детского сада.
Воспитатель.
4. «Развитие связной речи у детей 4-5 лет».
Цель: педагогическое просвещение родителей по данной теме.
Родительское собрание в форме семинара-практикума.
Воспитатель, специалисты детского сада.
5. «Босиком от простуды».
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах охраны здоровья.
Тренинг.
Инструктор ЛФК.
Февраль
1. «Если ребёнок говорит».
Цель: педагогическое просвещение по речевому развитию детей.
Устные рекомендации.
Учитель – логопед.
2. «Смастерим вместе».
Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений.
Творческая мастерская.
Воспитатель, родители.
3. «Как правильно заботится о глазах?».
Цель: профилактика глазных заболеваний.
Буклет.
Воспитатель, врач.
4. «День Защитника Отечества».
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Папка-передвижка. Физкультурный досуг.
Воспитатель, музыкальный и физкультурный руководитель, родители.
5. «Зелёная планета глазами детей».
Цель: принимать активное участие в областном конкурсе детского рисунка».
Всероссийский детский экологический конкурс детского рисунка.
Воспитатель, родители.
Март
1. «Права детей».
Цель: правовое просвещение родителей.
Плакат.
Воспитатель, инспектор по работе с детьми.
2. «Аленький цветочек».
Цель: создание эмоционального комфорта, установление доброжелательных отношений, воспитание любви и уважения к матери.
Мамина гостиная.
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
3. «Спички детям не игрушки».
Цель: соблюдение правил безопасности, обучение навыкам соблюдения правил по пожарной безопасности, обучение навыкам соблюдения правил безопасности.
Памятка, ширма- стенд.
Воспитатель.
4. «Театральная неделя в группе».
Цель: прививать любовь к театру, оказывать помощь в подготовке декораций и костюмов.
Сайт детского сада.
Воспитатель.
5. «Ловкие пальчики».
Цель: установление доверительных отношений между родителями, педагогами, специалистами и детьми.
Мастер-класс.
Воспитатель, специалисты.
Апрель
1. «Посещение мероприятий и режимных моментов».
Цель: повышение интереса к мероприятиям в детском саду.
День открытых дверей.
Воспитатель, специалисты.
2. «Моя семья – моя крепость».
Цель: повышение интереса к воспитанию детей, деление опытом семейного воспитания.
Презентация семей.
Воспитатель, родители.
3. «Как организовать досуг ребёнка?»
Цель: воспитание здорового образа жизни, сохранение семейных традиций.
Сборник игровых упражнений, развлечений, прогулок.
Воспитатель, инструктор по физической культуре.
4. «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».
Цель: налаживание доброжелательного контакта между родителями и детьми.
Выставка совместного творчества.
Воспитатель, родители.
5. «Панорама добрых дел».
Цель: привлечение родителей к оказанию помощи детскому саду, формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями.
Родительский субботник.
Воспитатель, родители.
Май
1. «Заповеди родительства».
Цель: создание и решение проблемных ситуаций.
Родительские зачётные карточки.
Воспитатель, родители.
2. «Здоровое питание вашего малыша».
Цель: повышение родительской компетентности по формированию потребности растущего организма.
Картотека блюд.
Воспитатель, медсестра.
3. «Организация летнего отдыха».
Цель: пропаганда семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Родительское собрание в форме устного журнала.
4. «Здравствуй, Олимпиада!».
Цель: активно участвовать в соревнованиях, мотивация к здоровому образу жизни.
Спортивный праздник.
Воспитатель, специалисты, родители.
Тематическое планирование традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями позволяет более эффективно организовать совместную деятельность педагогов и родителей. Такие формы взаимодействия объединяют родителей, педагогов и детей.
Педагоги и родители – это партнёры, которые должны дополнять друг друга.
Отношения должны быть доброжелательными и строятся на взаимном уважении и взаимном доверии.
Систематическая и разнообразная работа с родителями даёт
положительные результаты:
1. повышается психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в детском саду,
2. увеличивается количество родителей-исполнителей, а не наблюдателей,
3. активно проявляется интерес к жизни дошкольного учреждения и группы,
4. изменяется характер вопросов родителей к педагогам и специалистам,
5. овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и образования детей дошкольного возраста,
6. повышается процент посещения родителями различных мероприятий в детском саду,
7. обобщается передовой опыт семейного воспитания.
Литература
1. Агавенян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М. : Серия: Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ», Сфера, 2009.
2. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.
Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
3. Евдокимова Е. И., Пронина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. – М. : Детство-Пресс. Серия: Библиотека программы «Детство», 2007.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр, 2010.
6. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребёнка. М. : Творческий центр, 2007.
7. Свирская Л. А. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.
8. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008.
9. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников: Оценка деятельности ДОУ с родителями // Дошкольная педагогика № 7, 2007.