Папки-передвижки

«Сорняки» и «паразиты» в детской речи

Вакурина Светлана Владимировна
«Сорняки» и «паразиты» в детской речи
▼ Скачать + Заказать документы

Сорняки и паразиты

– Смотри, какой трактор прикольный! Круто он тарахтит, офигеть, да? - вос-торженный взгляд пятилетнего малыша прикован к старенькому агрегату, сгребающему в парке опавшие листья.

Приведенный пример наглядно демонстрирует, что в последнее время не только в молодежной среде, в общении подростков, но и в речи дошкольников используются слова – «сорняки».

Публикация «„Сорняки“ и „паразиты“ в детской речи» размещена в разделах

Среди самых популярных и наиболее ранних сорняков необходимо выделить так называемые «навязчивые» слова, или слова – «паразиты» : «ну», «это», «вот», «значит», «как бы», «типа», «короче», «как его», «в общем» и т. п. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие «на самом деле», «так сказать», «абсолютно», «фактически» и т. д.

Основными причинами использования слов - «паразитов» являются недоста-точная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к поиску спасительной соломинки в не несущих смысла, но «все-таки» словах.

«Выпалывать» подобные сорные элементы следует планомерно, но деликатно. Для этого нужно настойчиво и одновременно корректно помогать ребенку справиться с заполнением неловких пауз в речи, подсказывая и напоминая «нужные», «подходящие» слова в различных ситуациях. Кроме того, необходимо в доступной и наглядной форме сначала объяснить, а после ненавязчиво показывать, что слова - «паразиты» искажают содержание речи, затрудняют ее восприятие и понимание («Слушай. ты. ну. это. как там тебя! Короче. это. значит. такое дело. ну. в общем. пошли гулять.».)

Очевидно, что предупреждению использования дошкольниками «паразитарной» лексики способствует целенаправленная и систематическая работа по развитию связной речи и обогащению словарного запаса. Наиболее известные пути: почаще стимулировать малыша (причем не только в педагогическом, но и в семейном, бытовом общении) к пересказам увиденного и услышанного (книга, фильм, разговор, случай на улице); просить что-либо объяснить, уточнить, перефразировать «своими словами» (как пройти к магазину игрушек, как работает пылесос и т. п.); предлагать поиграть «в писателя», «режиссера», «актера» (составить рассказ по картинкам, озвучить роль сказочного персонажа).

Известно, что бранные, грубые, фамильярные высказывания, особенно в детской речи, не обязательно имеют целью оскорбление и унижение адресата. Возможными намерениями дошкольника, употребляющего в своей речи ругательства и вульгаризмы, могут быть следующие:

выражение отрицательных эмоций (злость, раздражение, отвращение, презрение и т. п.) или негативных намерений (оскорбить, унизить, утвердить собственное превосходство и т. п.);

активное самоутверждение ребенка как самостоятельной языковой личности (демонстрация словесной «раскрепощенности», «оригинальности», способности к «словотворчеству», подчеркивание индивидуальности речевой манеры и т. п.);

демонстрация маленьким человеком своей псевдовзрослости, «осведомленности» в сфере ненормативной лексики;

способ установления коммуникативного контакта со сверстниками через отождествление (говорить «как все») и демонстрацию знания принятого в данной группе детей своеобразного кодекса речевого поведения («особые сло-вечки»);

«запрещенный», но весьма эффективный прием привлечения внимания взрослых («Не важно как - лишь бы заметили»).

Кроме того, употребление ребенком ругательств часто возникает как своеобразная словесная игра, типичное для детской речевой субкультуры соревнование «кто кого переговорит». Блестящий пример подобной игры -«дразнилки» - мини-рассказ В. Голявкина «Болтуны» :

«Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошел учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу.

Это я, - сказал он. - Похоже?

Нисколько, - ответил Юра, - у тебя не такие уши.

А какие же у меня уши?

Как у осла.

А у тебя нос - как у бегемота.

А у тебя голова - как еловая шишка.

А у тебя голова - как ведро.

А у тебя во рту зуба нет.

А ты рыжий.

А ты селедка.

А ты вуалехвост.

А что это такое?

Вуалехвост - и все. – А ты первердер.

Это еще что значит?

Значит, что ты первердер.

А ты дырбыртыр.

А ты выртырвыр. - А ты ррррррр. - А ты ззззззз.

А ты. ы! - сказал Юра и увидел рядом учителя.

Хотел бы я знать, - спросил учитель, - кто же все-таки вы такие?»

Ругательства и вульгаризмы в речи дошкольников часто выступают примитивным подражанием некультурной манере общения взрослых.

Анализируя подобные ситуации, приходится признать, что, во-первых, часто взрослые, требуют от ребенка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения. Во-вторых, несмотря на то, что сквернословие само по себе может не иметь агрессивной направленности, приведенные примеры наглядно показывают, что частое и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении, несомненно, демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность его словарного запаса, невоспитанность, отсутствие умения выражать свои мысли и чувства литературным языком.

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Фотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книгиФотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книги Попова Валентина Фотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книги.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Автор публикации:
«Сорняки» и «паразиты» в детской речи
Опубликовано: 24 октября 2024 в 20:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сорняки» и «паразиты» в детской речи» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна (УИ 385156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД