Вакурина Светлана Владимировна
«Сорняки» и «паразиты» в детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сорняки и паразиты
– Смотри, какой трактор прикольный! Круто он тарахтит, офигеть, да? - вос-торженный взгляд пятилетнего малыша прикован к старенькому агрегату, сгребающему в парке опавшие листья.
Приведенный пример наглядно демонстрирует, что в последнее время не только в молодежной среде, в общении подростков, но и в речи дошкольников используются слова – «сорняки».
Публикация «„Сорняки“ и „паразиты“ в детской речи» размещена в разделах
Среди самых популярных и наиболее ранних сорняков необходимо выделить так называемые «навязчивые» слова, или слова – «паразиты» : «ну», «это», «вот», «значит», «как бы», «типа», «короче», «как его», «в общем» и т. п. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие «на самом деле», «так сказать», «абсолютно», «фактически» и т. д.
Основными причинами использования слов - «паразитов» являются недоста-точная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к поиску спасительной соломинки в не несущих смысла, но «все-таки» словах.
«Выпалывать» подобные сорные элементы следует планомерно, но деликатно. Для этого нужно настойчиво и одновременно корректно помогать ребенку справиться с заполнением неловких пауз в речи, подсказывая и напоминая «нужные», «подходящие» слова в различных ситуациях. Кроме того, необходимо в доступной и наглядной форме сначала объяснить, а после ненавязчиво показывать, что слова - «паразиты» искажают содержание речи, затрудняют ее восприятие и понимание («Слушай. ты. ну. это. как там тебя! Короче. это. значит. такое дело. ну. в общем. пошли гулять.».)
Очевидно, что предупреждению использования дошкольниками «паразитарной» лексики способствует целенаправленная и систематическая работа по развитию связной речи и обогащению словарного запаса. Наиболее известные пути: почаще стимулировать малыша (причем не только в педагогическом, но и в семейном, бытовом общении) к пересказам увиденного и услышанного (книга, фильм, разговор, случай на улице); просить что-либо объяснить, уточнить, перефразировать «своими словами» (как пройти к магазину игрушек, как работает пылесос и т. п.); предлагать поиграть «в писателя», «режиссера», «актера» (составить рассказ по картинкам, озвучить роль сказочного персонажа).
Известно, что бранные, грубые, фамильярные высказывания, особенно в детской речи, не обязательно имеют целью оскорбление и унижение адресата. Возможными намерениями дошкольника, употребляющего в своей речи ругательства и вульгаризмы, могут быть следующие:
выражение отрицательных эмоций (злость, раздражение, отвращение, презрение и т. п.) или негативных намерений (оскорбить, унизить, утвердить собственное превосходство и т. п.);
активное самоутверждение ребенка как самостоятельной языковой личности (демонстрация словесной «раскрепощенности», «оригинальности», способности к «словотворчеству», подчеркивание индивидуальности речевой манеры и т. п.);
демонстрация маленьким человеком своей псевдовзрослости, «осведомленности» в сфере ненормативной лексики;
способ установления коммуникативного контакта со сверстниками через отождествление (говорить «как все») и демонстрацию знания принятого в данной группе детей своеобразного кодекса речевого поведения («особые сло-вечки»);
«запрещенный», но весьма эффективный прием привлечения внимания взрослых («Не важно как - лишь бы заметили»).
Кроме того, употребление ребенком ругательств часто возникает как своеобразная словесная игра, типичное для детской речевой субкультуры соревнование «кто кого переговорит». Блестящий пример подобной игры -«дразнилки» - мини-рассказ В. Голявкина «Болтуны» :
«Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошел учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу.
Это я, - сказал он. - Похоже?
Нисколько, - ответил Юра, - у тебя не такие уши.
А какие же у меня уши?
Как у осла.
А у тебя нос - как у бегемота.
А у тебя голова - как еловая шишка.
А у тебя голова - как ведро.
А у тебя во рту зуба нет.
А ты рыжий.
А ты селедка.
А ты вуалехвост.
А что это такое?
Вуалехвост - и все. – А ты первердер.
Это еще что значит?
Значит, что ты первердер.
А ты дырбыртыр.
А ты выртырвыр. - А ты ррррррр. - А ты ззззззз.
А ты. ы! - сказал Юра и увидел рядом учителя.
Хотел бы я знать, - спросил учитель, - кто же все-таки вы такие?»
Ругательства и вульгаризмы в речи дошкольников часто выступают примитивным подражанием некультурной манере общения взрослых.
Анализируя подобные ситуации, приходится признать, что, во-первых, часто взрослые, требуют от ребенка вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности собственного речевого поведения. Во-вторых, несмотря на то, что сквернословие само по себе может не иметь агрессивной направленности, приведенные примеры наглядно показывают, что частое и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении, несомненно, демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность его словарного запаса, невоспитанность, отсутствие умения выражать свои мысли и чувства литературным языком.