Получи документы

Содействие семейному воспитанию в условиях Центра для детей-сирот

Игнатьева Наталья
Содействие семейному воспитанию в условиях Центра для детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы

УДК

Игнатьева Наталья Владимировна, учитель-дефектолог Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №15» город Санкт-Петербург (ЦССВ № 15)

«Содействие семейному воспитанию в условиях Центра для детей-сирот»

Публикация «Содействие семейному воспитанию в условиях Центра для детей-сирот» размещена в разделах

Аннотация: в статье представлен опыт СПб ГБУ ЦССВ № 15 по организации семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях государственного учреждения, опыт работы по организации их семейного устройства. Может быть интересна педагогическим и социальным работникам ЦССВ, Ресурсных центров, организациям, работающим с кризисными семьями.

Ключевые слова: Семья, семейное воспитание, семейное устройство,

семейные ценности, дети-сироты

Ignatieva Natalia, teacher-defectologist St. Petersburg "Centre of family education №15”,

"Assistance to family education in the conditions of the Center for orphaned children"

Abstract : the article presents the experience of St. Petersburg CSSV №15 in the organization of family education of orphaned children and children left without parental care in a state institution, work experience in organizing their family unit. It may be of interest to teachers and social workers of the CSSV, Resource centers, organizations working with crisis families.

Keywords :

Family, family education, family structure, family values, orphans

Указом президента РФ 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Особое значение имеет семья в жизни ребёнка, в его становлении и поведении. В семье могут формироваться все качества личности.

Проблемы жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей многообразны. Одной из проблем наших воспитанников является утрачивание семейных ценностей.

В течение многих лет коллектив Детского дома № 11 (ныне «Центр содействия семейному воспитанию №15») работал по программе «Социально-психологическая адаптация к самостоятельной жизни детей 7-18 лет с интеллектуальным дефектом, эмоциональными нарушениями и отклонениями в развитии», основная цель которой – создание условий для успешной социализации воспитанников, для дальнейшей успешной их жизни в обществе.

В 2016 году наше учреждение было переименовано в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №15». Вместе с новым названием у нас появились и новые задачи.

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья даёт нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребёнок будет чувствовать себя в жизни.

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленноевоздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

Задачи семьи состоят в том, чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка[4]

Семья оказывает огромное влияние на формирование жизненных ценностных ориентиров и морального облика детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, плохое обращение в кровной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьёй. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать

Дети, лишённые семьи, лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе, и дело не только в том, что они не получают бытовых навыков. Прежде всего дети не получают моральной поддержки и родительской любви, что приводит к серьёзным психологическим проблемам. Дети, не прошедшие успешно основные этапы развития в семье, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.

Дети, которые воспитываются в сиротских учреждениях, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную. Но центральным для нормального психического развития считается не удовлетворение инстинктов и влечений, а установление, здоровых отношений с ближайшим окружением, … опыт взаимоотношений с объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее значение для нормального психического развития. [6 ]

У них потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, переменой учреждений, сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственников, ведёт к искажённому представлению об основах семейной полноценной жизни. Вот почему важно формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию своей собственной семьи на примере отдельных личностей, истории страны.

Существует представление, что дети-сироты из «детских домов» совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, созданием нормальных условий обучения, но нужно не забывать, что дети лишены семьи, поэтому в процессе воспитания таких детей, особенно нужно делать акцент на значение семейных ценностей.

Семья оказывает огромное влияние на формирование жизненных ценностных ориентиров и морального облика детей, является первоосновой общества и одним из древнейших институтов воспитания. Так как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитываются в государственных учреждениях, их представление о семье и семейных ценностях искаженное. Они не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками, от которых берет начало собственная жизнь. Анализ концептуальных психолого-педагогических идей Л. Я. Олиференко, Е. А. Стреблевой, Т. И. Шульги, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др. позволил выявить следующие причины, затрудняющие формирование семейных ценностей у воспитанников государственных учреждений: проживание детей вне семьи в условиях длительной социальной изоляции, на полном государственном обеспечении, отсутствие у них родственной привязанности, положительного примера семейных отношений. Дети, которые воспитываются в государственных учреждениях, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определенным набором форм, факторов, проявлений и следствий.

На сегодняшний день социальные сироты являются угрозой для общества, так как в будущем они могут создать такие же неблагополучные семьи, какие имели они сами. В связи с этим, формирование семейных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в условиях государственного учреждения, должно осуществляться в ходе специального коррекционно-педагогического и психологического воздействия.

С принятием 481 Постановления Правительства РФ в 2014 году содействие семенному воспитанию законодательно закреплено за организациями для детей-сирот как один из основных видов деятельности. С 2016 года это отражено в названии и в Уставах «Центров содействия семейному воспитанию».

Основные направления в содействии семейному устройству :

1. Работа с биологической семьей воспитанников;

2. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять несовершеннолетних воспитанников в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3. Организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

4. Подготовка несовершеннолетних воспитанников к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

5. Сопровождение этапа знакомства, установления отношений между кандидатом в замещающие родители и ребенком;

6. Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка.

В настоящее время в нашем центре 145 воспитанников. Принимая во внимание особенности контингента воспитанников (категории так называемых «трудноустраиваемых» детей, а именно:

Воспитанники старше 12 лет – 60 человек – 50%

24 воспитанника - дети инвалиды (18%)

86 несовершеннолетних воспитанников имеют сиблингов (65%,

сложно решить вопрос с устройством детей в замещающую семью. Поэтому одним из перспективных направлений деятельности для учреждения по содействию устройству воспитанников в семью является работа с биологической семьей. Анализ информации о семье, наблюдение, консультирование, оказание индивидуальной помощи родителям, советы и рекомендации родителям, помощь по подготовке документов в суд по восстановлению родительских прав при наличии у родителей ресурсов– все это позволяет оказать существенное влияние на сознание родителей по налаживанию отношений с ребенком, по принятию решения возврата ребенка в семью.

Необходимо уделять большое внимание связи с членами семьи ребенка (бабушки, дедушки, другие родственники) с целью возможного устройства ребенка в биологическую семью, а также оказанию консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям несовершеннолетних воспитанников в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

В Центре осуществляется подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Администрацией СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» заключены договоры о передаче и возложении полномочий органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, с администрациями одиннадцати муниципальных образований.

Важно помочь обучающимся разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей, сформировать позитивную мотивацию к приему ребенка.

При полученном в биологических семьях жизненном опыте воспитанников учреждений для детей-сирот важно сформировать у детей адекватное представление о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также сформировать умения и навыки, помогающие в преодолении этих трудностей, определить условия, необходимые для успешного устройства ребенка в замещающую семью; познакомить ребенка с семейным укладом и традициями.

Большое значение имеет временная передача воспитанников в семью граждан, не только на выходные и праздничные дни, чтобы дети не только праздно и весело проводили время, но и были привлечены к будничным обязанностям членов семьи.

Важно также научить детей в различных ситуациях не проявлять свои реакции в виде капризов, «забастовок», уходов в себя, и т. д., а понятно выражать свои мысли и желания словами.

Содействие семейному устройству детей является одним из основных направлений деятельности нашего учреждения. Сотрудниками нашего Центра содействия семейному воспитанию достигнуты хорошие показатели и наработан большой опыт работы в этой сфере: в 2021 и 2022 годах в семьи устроено по 32 ребенка, в 2023 году – 38 детей, минимизированы вторичные отказы от детей-сирот.

В нашем центре создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

В работе с дошкольниками (поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, основная часть работы по подготовке ребенка к проживанию в семье проходит через все виды игр. В частности в сюжетно-ролевой игре мы учим ребят понимать, что такое семья, какие обязанности бывают у каждого в семье, принимать на себя роль и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, соблюдать правила, владеть элементарными навыками самоконтроля.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя по формированию семейных ценностей ведется в нескольких направлениях:

1. воспитание уважения к социальному институту семьи,

2. формирование позитивной мотивации на создание в будущем здоровой счастливой семьи,

3. соблюдение и изучение законов семьи,

4. расширение представлений детей о русских национальных традициях, праздниках.

Для эффективного формирования семейных ценностей у воспитанников детского учреждения необходимо выполнение ряда условий. Одним из важных условий, по мнению Р. Б. Уленговой [5], является специально организованная социально-педагогическая среда в Центре содействия семейному воспитанию предполагающая, согласно Постановлению Правительства №481 от 24.05. 2014: жизнедеятельность воспитанников по типу семьи, единое жизненное пространство, единые правила и требования, традиции, выработанными этой семьей; условия максимально приближенные к домашним; организация работы в семейной группе таким образом, чтобы она могла реально на практике реализовывать основные функции семьи, все это должно создаваться усилиями воспитателя группы.

Подготовка к семейной жизни детей – сирот – это оказание им помощи в становлении полноценных членов общества, в реализации их индивидуального потенциала. Содействие семейному воспитанию детей-сирот – это комплекс психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей. Неотъемлемым компонентом в семейном воспитании в центре является мультидисциплинарный подход. Воспитатели групп выстраивают свою деятельность совместно с психологом, учителем-дефектологом и социальным педагогом, для того чтобы не возникало противоречий.

Таким образом, педагогический коллектив центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вносит свой вклад в реализацию основного права каждого ребенка, гарантированного Конституцией РФ, - права жить и воспитываться в семье.

Список литературы:

1. Гаганова Т. И., Лебедева К. А. Образ семьи в картине мира воспитанников детского дома // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – Вып. 2 (14). – С. 29-35.

2. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2001

3. Недожогина Н. В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта [Электронный ресурс] : автореф. дисс. канд. психол. наук. – Ижевск, 2006. – 24 с.

4. Терещенко М. Н. учебно-методическое пособие «Семейная педагогика», ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ, Челябинск, 2022

5. Уленгова Р. Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами АРТ-педагогики в условиях детского дома [Электронный ресурс] : автореф. дисс. … канд пед. наук. – Казань, 2008. – 28 с.

6. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот : Учебное пособие. – СПб. : ИздательствоС. -Петерб. Университета, 2005.

Публикации по теме:

Игровой способ приобщения детей и родителей к семейному чтению «Кот в мешке»Игровой способ приобщения детей и родителей к семейному чтению «Кот в мешке» "Кот в мешке" совместная работа родителей, воспитателей и детей. Идею я услышала от педагога Хромовой Е. О., принимавшей участие в "круглом.

Консультация для родителей «Приобщаем детей к семейному чтению с раннего возраста»Консультация для родителей «Приобщаем детей к семейному чтению с раннего возраста» Формированием положительного отношения к книгам нужно заниматься до школы, то есть до того момента, когда чтение станет необходимостью.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243370-11 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя.

Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем»Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем» Это зона патриотического воспитания в подготовительной группе "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока. Игровой.

Подопечные столичных центров для детей-сирот приняли участие в экологической акции 2243370-11 Ребята из центров содействия семейному воспитанию и московских особых семейных центров второй год подряд принимают участие.

Конспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитаниюКонспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию 1. Организационный момент. Введение в данную тему происходит в форме диалога. Объявляется тема, задачи. Задачи: Познакомить с понятием.

Проект «Давай ДруЖить!» исполнил заветную мечту выпускницы столичного центра для детей-сирот 2243370-11 Социальный проект «Давай ДруЖИТЬ!» продолжает исполнять мечты детей-сирот, ребят с инвалидностью, подростков из семей в трудной.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содействие семейному воспитанию в условиях Центра для детей-сирот
Опубликовано: 20 июня 2024 в 14:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содействие семейному воспитанию в условиях Центра для детей-сирот» (включая файлы) размещена пользователем Игнатьева Наталья (УИ 2118719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД