Людмила Саттарова
Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста»
УДК
Л. В. Саттарова
студентка ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
г. Сибай,РФ
E-mail : mila_sattarova@mail.ru
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Публикация «Консультация „Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» сентябрь 2019
Актуальностью данной темы является то, что семья – это главная ячейка общества в котором и происходит формирование и развитие личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми - это отсутствие любви и негативное отношение к своему ребенку в семье, и в первую очередь это относится к матери.
На основании вышесказанного, актуальностью является необходимость в изучении психологической и социально – психологической литературы для дальнейшей работы с детьми и семьей для выявления и предотвращения насилия над детьми.
Цель: изучить, рассмотреть и применить все эффективные диагностики, проективные методики и методы исследования семьи и детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- социологические–опрос (анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент;
- психологические – диагностика, психоанализ, ролевая игра);
- статистические – тестирование, интервьюирование;
- обобщение и систематизация.
На протяжении всей своей исследовательской работы я получила результат, который говорит о том, что в семьях моих воспитанников присутствует жестокость в обращении с детьми, причем разных по своей форме.
Вывод: Для решения глобальной проблемы по моей теме необходимо своевременное проведение мероприятий специалистами комплексной работы с родителями, и с каждым ребенком по предупреждению и профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Только совместными усилиями детского сада и семьи мы добьемся хороших результатов социально – педагогической профилактики жестокого отношения в семье с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова:
Жестокое обращение, социально-педагогическая профилактика, дошкольный возраст, семья, дети, родители, социально- психологическая проблема.
Насилие в семье – большая социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, на протяжении многих лет, это явление достаточно распространенное во всех слоях населения и по всему миру.
И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все стороны его развития, оно накладывает отпечаток на умственное и физическое здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].
Семьи, в которых имеет место жестокому обращению родителей с детьми, в дальнейшем эти люди проявляют себя, как малообразованных, социально не приспособленных к жизни, без каких либо навыков и умений работать, создавать полноценную семью, быть хорошими родителями.
Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости. Поэтому неотъемлемой частью в работе специалистов является ранняя стадия выявление первых признаков жестокого обращения с детьми в семье - это первый и главный этап профилактики девиантного поведения детей.
Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в трудах А. В. Овчаровой, К. А. Лиманской, Т. Я. Сафоновой, Л. С. Алексеевой, Т. М. Журавлевой, Е. И. Цымбал, И. Н. Григоровича и др.
Выделяют следующие социальные формы жестокого обращения :
физическое, эмоциональное (психологическое,сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка. Причинами возникновения насилия в семье над детьми исследователи выделяют такие, как:
1. Социально – экономические, которые подразумевают низкое материальное положение, плохие жилищные условия, безработица. Все эти показатели приводят к стрессу родителей (или лиц их заменяющих, а в дальнейшем к жестокому обращению с ребенком.
2. Психологические факторы, это такие как алкоголизм, наркомания, отрицательный опыт родителей, которые сами пережили насилие в детстве, также отсутствие знаний в воспитании детей. Практика показывает, что в большей степени жертвами насилия становятся дети, рожденные от нежеланной беременности, дети с психическими и физическими отклонениями, а также гиперактивные. Современное технологии в области ТВ, также говорят и показывают нам о том, что насилие допустимо для разрешения конфликтов[21. с. 28]. Любое из существующих видов насилия в дальнейшей жизни отрицательно сказывается на личности ребенка.
И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все аспекты развития ребенка, оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].
Насилие ожесточает человека, дегуманизирует его, ослабляет его чувствительность к человеческим страданиям, делает его способным жить по принципу: «Цель оправдывает средства» [11, с. 35].
Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве насилия, так называемыми «отставленными эффектами травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции [14; 15].
Особое внимание специалистов при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, заслуживает метод «Терапия материнской любовью», направленный на психосоматическую коррекцию состояния ребенка, которая разработана выдающимся отечественным детским психиатром Б. З. Драпкиным.
В процессе своей работы я на базе МКДОУ, в РС (Я) п. Ыллымах, в малокомплектном детском саду «Багульник», разновозрастная группа, дети с 2-7 лет, провела наблюдение за детьми. Это дети с 5-6 лет (4ребенка) и с 6-7 лет (3ребенка) с целью выявления жестокого обращения с детьми в семье. В процессе наблюдения и проведения диагностик, проективных методик, а также проведены беседы и анкетирование, которые позволили мне выявить признаки и формы жестокого обращения с ребенком в семье.
В группе 11 детей. И по итогам, полученным в результате проведенных мною различных методик и диагностик, также наблюдая детей в сюжетно-ролевой игре, 36% дети, к которым применяют различные формы жестокого обращения или это семьи, имеющие проблемы в детско - родительских отношениях. Учитывая то, что в моей группе выявлены несколько видов жестокого обращения (физическое насилие, эмоциональное, пренебрежение нуждами ребенка, я составила план работы, программу социально-педагогической профилактики по предотвращению жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста. Остальные дети в группе (64%, на сегодняшний день к счастью не попадают ни в одну из форм насилия над ребенком.
Таким образом, можно сделать вывод: изучив в полном объеме литературу необходимо на ранней стадии выявить неблагополучные семьи и семьи с низким уровнем дохода; провести профилактическую беседу с родителями, входящими в группу риска; подключить всех необходимых специалистов и совместно с работниками детского сада составить план работы, программу, что способствует снижению случаев жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Алексеева Л. С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 42.
2. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / под ред. – М. : Университетская книга, 2001. – 128 с.
3. С. А. Беличева «Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия» Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006.- №2. – 60-61с.
4. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и кор- рекция / И. А. Фурманов. – СПб. : Речь, 2007. – 586 c.
5. Фурманов И. А. «Жестокое обращение с детьми в семье» - 2007.- 63 с.
© Л. В. Саттарова, 2018