Вера Молдаванова
Социальная адаптация детей в разновозрастной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.
Публикация «Социальная адаптация детей в разновозрастной группе детского сада» размещена в разделах
В последнее десятилетие стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов. В число таких учреждений входят социально — реабилитационные центры, детские сады с санаторными группами для несовершеннолетних детей.
Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [3, c. 268]. Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам).
Содержанием социальной адаптации и показателем ее успешности является усвоение ребенком норм, правил. Содержание процесса социальной адаптации включает следующие компоненты:
1) принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды (группы, коллектива, социальной организации, территориальной или национальной общности);
2) приспособление к новым формам социального взаимодействия (формальным и неформальные связям, семейным, производственным отношениями т. д.).
Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем — личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды [2, c.275].
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от тех, к которым он привык дома.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это в большой степени зависит и от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания, которую они смогут создать в группе.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, когда его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. А получается так, что дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Говоря о разновозрастной группе, мы имеем в виду группу детей с разницей в возрасте 2–3 года. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, время пребывания и причины поступления в социально — реабилитационном учреждении, а также личностные качества детей.
Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе. Полноценные межличностные отношения между воспитанниками в разновозрастной группе — залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Контакты детей разного возраста стимулирует проведение коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники. Важно, чтобы старшие были способны к установлению сотруднических отношений с младшими. Это достигается специальной подготовкой детей-организаторов и педагогическим регулированием их взаимодействия с другими детьми [1, c. 175].
Следует отметить преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы : общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации учебно-воспитательного процесса. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами:
- разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях;
- поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.
Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.
Общение детей в разновозрастной группе имеет свои особенности, оно расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умения оценивать себя и других, способствует развитию психических образований. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение имеет пример старших детей для младших.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что попадая в разновозрастную группу детского сада ребенок нуждается в социальной адаптации. Под социальной адаптацией понимается — процесс приспособления личности или группы к новой среде жизнедеятельности. Педагог помогает ребенку освоиться в группе. Для ребенка этот процесс непростой. Важно суметь его расположить к этому «дому», к новому коллективу взрослых и детей. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Механизмом социальной адаптации является организуемое общение. Общаясь в разновозрастной группе, младшие дети наблюдают за поведением старших детей и понимают, что скоро и они станут такими же важными. В разновозрастной группе старшие дети являются примером для младших. Межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы самореализации. Разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы социального педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.
Литература:
1. Бовина А. О., Сорокина И. Р. Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 533-534.
2. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся// Серия : Методика воспитательной работы в школе, Изд-во:Академия Развития-2007.-336с. ISBN : 5–7797–0603–4
3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А., социальная педагогика : Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 2 — е изд. Стереотип. — М. : Издательский центр «Академия». – 440 с., 2000 г. 4. Галагузова М. А. История социальной педагогики : Хрестоматия- учеб. : Учеб. пособие. Под. ред. М. А. Галагузовой. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с. 4. Мардахаев Л. В. -М25 Социальная педагогика : Учебник. — М. : Гардарики, 2005. —269 с. ISBN 5–8297–0160-Х. 5. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. — 2-е изд. — М. : ТЦ «Сфера», 2007. — 480 с. ISBN 978–5-89145–025–7