Суюсанова Алия Арувна
Консультация «Социализация ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Нормы общежития, человеческих отношений, понятия о добре и зле, о том, что хорошо или плохо, правильно или неправильно – все это с первых лет своей жизни ребенок усваивает в семье. Можно сколько угодно говорить маленькому человеку правильные слова, но если отношения в семье не будут им соответствовать, то воспитательный процесс зайдет в тупик, и, скорее всего, ребенок усвоит тот тип отношений и те семейные ценности, которые он будет наблюдать. Став взрослыми, дети, как правило, повторяют в своей семье многое из того, что было в родительском доме. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, там он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
Публикация «Консультация „Социализация ребенка в семье“» размещена в разделах
Надо отметить, что семья формирует и личности родителей, которые с появлением ребенка переходят на другой уровень социальной ответственности. Семья должна способствовать восприятию дома не просто, как пространства, где человек живет, а как места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она способствует появлению у личности образа своего «Я».
Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка существенно превышает другие воспитательные процессы. Не случайно говорится, что дети – это зеркало родителей.
Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Он должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.
Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности к общей коллективной деятельности, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов.
Таким образом, социализация ребенка - это все усложняющийся и расширяющийся процесс социально – психологической адаптации к различным группам и коллективам. Социально–психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к родителям, затем, в зависимости от частоты и интенсивности общения, к другим членам семьи - братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам и т. д. По мере роста и развития ребенок социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.
Семья сочетает в себе как формальные, так и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь в семье к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи, к системе семейных и родственных отношений, которые иногда бывают чрезвычайно сложными.
Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.