Татьяна Гераськина
«Сказка о геометрических фигурах». Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить соотносить отличительные признаки геометрических фигур с их описанием в загадках; закрепить знания о геометрических фигурах, умение конструировать из них; развивать словесно-логическое мышление, внимание, упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации; развивать речь.
Задачи.
Образовательные.
Публикация «„Сказка о геометрических фигурах“, Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Уточнить представления детей о сказках, средствах передвижения в них.
Совершенствовать знания количественного и порядкового счёта, умение различать и называть цифры в пределах 10.
Учить составлять геометрические фигуры из деталей игры «Танграм».
Учить выполнять задания на классификацию и группировку.
Учить детей самостоятельно применять накопленные знания для решения новых проблемных задач.
Развивающие.
Развивать аналитико-синтетическую сферу (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).
Развивать коммуникативные способности: общительность, контактность, умение работать в команде; самоконтроль.
Речевые:
Развивать умение связно, в логической последовательности излагать свои мысли, давать развернутые ответы, использовать в речи сложноподчиненные предложения, строить их грамматически правильно; упражнять в отгадывании загадок, в установлении логических связей о заданном объекте по определенным правилам; обогатить и активизировать словарь детей.
Воспитательные.
Воспитывать любознательность, наблюдательность, инициативность, самостоятельность, способность к образному и логическому мышлению, уверенность в своих силах, способность принимать самостоятельное решение. Побуждать потребность в новых знаниях. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.
Предварительная работа.
Чтение сказок, отгадывание загадок о сказках.
Дидактические игры и упражнения в решении логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Игры на классификацию фигур «Чем похожи и чем отличаются?».
Использование игр на воссоздание образных и сюжетных изображений из геометрических фигур «Танграм».
Материал к занятию: презентация, ноутбук, аудиозаписи, ширма, фигуры «геометрического театра» (квадрат, конус, пирамида, восьмиугольник, цифры от 1 до 10,обручи 2 шт., плоские и объёмные геометрические фигуры по количеству детей, ключи, индивидуальные задания, фломастеры по количеству детей, «Чудесный мешочек», медали.
Ход занятия.
Слайд 1.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие «Сказка о геометрических фигурах».
Я знаю, что вы очень любите сказки, да и взрослые, признаюсь, их тоже очень любят. Интересно, почему? Чем отличаются сказки от других художественных произведений?
(Поговорить о характерных особенностях сказок, добиваться полного ответа - животные и предметы могут разговаривать, происходят чудеса, есть волшебные предметы и т. д.)
Звучит аудиозапись «Приходи сказка».
Сегодня я расскажу вам новую сказку. Садитесь поудобнее и слушайте.
Сказка.
(Настольный театр геометрических фигур)
В одном сказочном царстве, Математическом государстве жил - был Квадрат - царевич, всех фигур королевич. Был он весёлый, добрый, смелый, правил страной справедливо, и все жители Математического государства, геометрические фигуры, его очень любили. И всё было у них хорошо, но однажды, увидел Квадрат – царевич принцессу Пирамиду из соседнего королевства, и влюбился в неё. Принцессе Пирамиде он тоже очень понравился, но её отец, злой король Конус был против их свадьбы. «Вот ещё, чего не хватало, - сердито говорил он. -«Мы - фигуры важный, объёмные, а он какой-то простачок, из простых фигур, из плоских! Не пара он тебе!» Как ни плакала Принцесса, как ни печалилась, ничего не помогло. Король Конус запер её в высокой башне, за десятью замками, скрыл туманом, заколдовал лесную тропу, вокруг которой появились высокие горы, чтобы Квадрат - царевич к ней пробраться не смог. А Квадрат – царевич, всех фигур королевич, не привык сдаваться, перед трудностями пасовать. (Словарная работа - отступать, бояться, трусить). Но самому ему никак не справиться.
Квадрат.
- Помогите, ребята!
-Поможем? Вы готовы? Трудностей не боитесь? А на чём же добраться нам в сказку, ведь обычный транспорт нам не поможет?
Слайд 2.
(Повторяем сказочные средства передвижения: ковёр-самолёт, ступа, метла, печь Емели, летучий корабль, сапоги-скороходы и т. д.).
(Звучит песенка Паровозика из Ромашкова)
-Чья это песенка?
Слайд 3.
-Это же Паровозик из Ромашкова, вот кто нам поможет!
Только и тут не всё просто. Узнал король Конус, что мы хотим Квадрату - царевичу помочь, и решил нам помешать. Перепутал он номера вагонов, и теперь паровозик не может отправиться в путь.
Вот и первое испытание - нужно поставить правильно номера вагонов и посчитать их по порядку (порядковый счёт).
- Сколько всего вагонов?
- Где находится второй вагон?
- Перед каким вагоном стоит зелёный вагон?
- За каким вагоном стоит красный вагон?
-Молодцы, ребята, с первым заданием справились!
Отправляемся.
(Динамическая пауза «Едем на паровозе»)
(На экране появляется слайд 4 с изображением гор).
-Ребята, посмотрите, перед нами горы. Паровозику дальше не проехать. А как же их преодолеть? Квадрат – царевич прислал нам своего друга, угадайте, кого?
Загадка.
Может мячиком он стать,
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар)
Слайд 5.
(На слайде появляется воздушный шар.)
-Вот на чём мы полетим! Только нужно его накачать
(динамическая пауза «Насос»).
Всё равно не взлетаем! Опять Конус постарался, наложил заклятье на шар. (Словарная работа заклятье-колдовство, чары.)
Чтобы взлететь, надо отгадать загадки Конуса.
Слайд 6.
1. Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня.
Слайд 7. круг
Слайд 8.
2. Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло, посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
Слайд 9. Треугольник
Слайд 10.
3. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Слайд 11. Квадрат
Слайд 12.
4. Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче.
Слайд 13. прямоугольник
(По мере отгадывания, на слайдах появляются фигуры - отгадки.)
- Паровозик из Ромашкова отправил нам подсказки.
Слайд 14.
(Демонстрация картинок из серии «Что имеет форму геометрической фигуры»)
Слайд 15.
-Как красиво вокруг! (слайд с изображением полёта на воздушном шаре).
Слайд 16.
Наш воздушный шар начинает терять высоту! Чтобы не упасть вниз, нужно назвать как можно больше предметов, имеющих форму шара. (Мяч, солнце, планета, яблоко, бусинка, глобус, пузырь, ёлочная игрушка).
Слайд 17.
-Всё в порядке, вы, молодцы! Летим дальше.
Слайд 18.
А вот и следующее препятствие - заколдованный лес.
Приземляемся. Поблагодарим шар за помощь, дальше пойдём пешком.
-Посмотрите, сколько здесь жителей геометрических фигур. Все они хотели помочь Квадрату - царевичу, но злой Конус заколдовал лес, и теперь жители сказочного королевства не могут вернуться домой. Нужно помочь им.
Мы должны помочь в дороге, тем, кто ждёт подмоги.
(Перед детьми геометрические фигуры и тела: куб, шар, цилиндр, пирамида, квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и два обруча).
-Нужно поместить их в эти волшебные окружности - обручи, и расколдовать.
Классификация по разным признакам:
• по цвету,
• по размеру,
• по форме (плоские и объёмные)
-И с этим заданием мы справились!
Слайд 19.
Перед нами сказочное государство, но оно скрыто густым туманом,опять проделки Конуса (на слайде изображение тумана).Чтобы туман рассеялся, нужно на ощупь угадать фигуры.
Игра «Чудесный мешочек».
Угадать на ощупь геометрические фигуры.
Слайд 20.
-Вот и рассеялся туман (слайд с изображением сказочного государства).
Слайд 21.
-Ребята, осталось только отпереть замки и подняться на башню к принцессе. Это получится, если каждый из вас выполнит задание.
(Дети выполняют за столом индивидуальные задания «Зачеркни лишнюю фигуру».
За каждое правильное задание получают ключ от замка.)
-Молодцы, все ключи получили, замки волшебные открыли. Поднимаемся?
Слайд 22. (слайд с изображением винтовой лестницы)
Физ. минутка.
В высокой башне принцесса томится.
Квадрат - царевич ночью ей снится.
Мы по ступенькам в ту башню войдем,
Откроем дверь, и принцессу спасём.
-Вот она, красавица! (фигура из геометрического театра)
-Но где же Квадрат - царевич?
-Ребята, пока мы спасали принцессу Пирамиду, с Квадратом случилось несчастье! Злой Конус взял ножницы, и решил отрезать Квадрату углы, чтобы принцесса его разлюбила. Но случилось Чудо! Ведь добро всегда побеждает зло.
Превратился наш Квадрат - царевич в красавца многоугольника и стал ещё краше. (Появляется фигура геометрического театра).
-Кто же угадает новое имя царевича? (Восьмиугольник.)
-Всё закончилось хорошо. В сказочном государстве все готовятся к праздничному пиру, а нам пора обратно. Только как нам домой вернуться?
Пирамида:
-Мы вам поможем!
На столе лежат фигуры
Их попробуй, собери.
Постарайся и подумай.
Выйдет лодочка, смотри…
Слайд 23.(слайд с изображением образца плоскостного конструирования лодочки)
Танграм «Лодочка».
Дети коллективно собирают лодочку.
-Спасибо вам, фигуры! Нам было приятно вам помочь, но пора нам обратно.
На лодочке волшебной
Плывём мы в детский сад
За помощь в сказке будут
Награды у ребят.
Слайд 24.
Итог занятия.
- Понравилось вам в сказке?
- Чем мы там занимались?
- Какая из фигур вам понравилась больше?
- Какое испытание было самым трудным?
Награждение детей орденами «За помощь в сказке».
(Звучит аудиозапись песни «Песенка о сказке»).