Ольга Осипова
О роли сказок в развитии личности
▼ Скачать + Заказать документы
Добрые русские сказки, которые читали нам бабушки перед сном, всегда повествуют о добрых делах, учат хорошему поведению на примерах героев. Примеры эти довольно простые, чтобы их понял каждый читатель, а в особенности юный. Казалось бы, что сказки написаны для детей, ведь дети быстрее воспринимают информацию, но и взрослым также интересно читать сказки и искать новые смыслы или ответы на свои вопросы.
Публикация «О роли сказок в развитии личности» размещена в разделах
Иносказательный сюжет сказок, в котором через образы животных высмеяны людские пороки. Когда читаешь сказку, то непроизвольно в голове всплывают люди с похожим поведением. Сказка - это что-то волшебное; только в сказке предметы быта оживают и начинают говорить человеческим голосом животные. Но ложь в сказке становится былью, которая несё т поучительный характер: быть благодарным, ненавидеть врагов, искоренять зло, радоваться добру, быть добрым и честным человеком.
Такие поучительные сюжеты содержатся в баснях, сказках, мифах и легендах, песнях. Не обязательно в авторских, даже в народных. Например, русская народная сказка «Репка». Она небольшая по объёму, имеет незамысловатый сюжет, но зато содержит кладезь ценностей и философских тем.
Сказка «Репка» показала читателю то, что сообща можно справиться с большой задачей и как важен каждый участник общего процесса. Обратись за помощью к другому человеку и вместе у вас всё получится!
Взаимовыручка также является важным составляющим философии этой сказки. Если бы дед или жучка отказались помочь, то репку бы не вытянули. Как всё-таки важно прийти вовремя на помощь. Не откладывайте обещания на потом, а выполняйте их сейчас. Вдруг, ваша помощь уже нужна близкому человеку? Вот какие важные житейские мудрости заложены в сказке.
А. С. Пушкин - мастер пера, который искусно отразил смысл данной пословицы в сказке о рыбаке и рыбке. По сюжету, старик и старуха бедно жили и в один день посчастливилось старику словить золотую рыбку. Жена старика с несносным характером, отчитала старика по приходу домой и то и дело отправляла его к рыбке за своими прихотями. Сначала она попросила новое корыто, но получив его, она поняла, яти могла попросить что-то больше и запросы её росли с каждым приходом деда все больше. Но когда старуха захотела, чтобы рыбка ей подчинялась, рыбка вернула все, как было раньше, и осталась старуха у разбитого корыта возле своей землянки.
Мораль сказки такая : жадность и корысть не приведут к богатству, а только усугубит положение, вернётся вдвойне.
Пословицей - «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - заканчивает А. С. Пушкин свою «Сказку о золотом петушке».
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.