МААМ-картинки

Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников

Клюева Анастасия
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников

Аннотация:

Настоящая статья освещает проблему развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством применения сказок. Описываются приемы работы со сказкой.

Ключевые слова:

сказка, эмоциональный интеллект, выразительность.

Публикация «Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах

На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является вопрос о развитии эмоционального интеллекта, явления, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Уровень эмоционального интеллекта современного человека зачастую определяет успех его самореализации в обществе. Уделять время на его развитие следует уже с ранних лет.

Среди эффективных методов развития эмоционального интеллекта ведущее место мы отводим сказке. Это традиционное средство, позволяющее в доступной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором происходит его развитие.

Сказка как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она

заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом

чувствовать.

Сказка - один из основных, древнейших жанров устного народного

творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного,

авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.

Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества

воспроизводит мир во всей его целостности, сложности, гармонии и красоте.

Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание,

язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих

героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко

представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и

взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,

которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:

добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные

герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь

нуждающимся, красивы душевно и физически.

С погружением в мир сказки, эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, вербализирует эмоции естественным образом в процессе монологов и диалогов. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению : ребенок вместе с героем проживает все происходящее, опирается на свой прошлый эмоциональный опыт.

Благодаря сказочным волшебным перевоплощениям, когда неодушевленные объекты отождествляются с живыми людьми, дети имеют прекрасную возможность абстрагироваться от реальности. Эта особенность является очень важной составляющей в процессе выражения ребенком собственных эмоций, позволяя скованному малообщительному малышу, раскрыться, поскольку в этой ситуации он говорит не за себя, а за определенный предмет.

Огромную роль в сказке играет описание обликов героев, благодаря которому ребенку предоставляется возможность узнать их силу, характер, чувства и переживания. Формула повествования в ключе «Ни в сказке сказать, ни пером описать» позволяет ребенку самостоятельно додумать эмоциональное содержание некоторых ситуаций, таковых как душевное состояние героев.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда

заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например: сказка «Репка» учит дошкольников

быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в

лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не

отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки

«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей

звучит в сказках «Гуси-лебеди», «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Снегурочка».

Положительные герои наделены в сказках силой, мужеством, упорством,

честностью и другими высоконравственными качествами. Самый популярный

герой – Иван Царевич («Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки»

и др.)

Благодаря вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что средства выразительности, используемые в сказках, достаточно эффективны в плане развития эмоциональной сферы детей, но в то же время для полноценного ее развития недостаточно просто прочесть или пересказать ту или иную сказку. Именно поэтому педагог должен владеть различными приемами работы со сказкой.

В процессе работы со сказкой формирование эмоциональной сферы

ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов,

обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок

формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую

речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые

контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся

более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать

свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в

обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться,

благодарить, просить прощения и т. д.).

Публикации по теме:

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции»Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 13:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Клюева Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД