Анна Саркисян
Система работы с материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».
В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».
Публикация «Система работы с материалом „Цветные счетные палочки Кюизенера“» размещена в разделах
- Палочки Кюизенера
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Использование "чисел в цвете" (счетных палочек Кюизенера) позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет
Объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «синее семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.
Цветные палочки позволяют решать следующие задачи:
Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
Освоение прямого и обратного счета;
Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
Усвоить отношения между числами (больше- меньше на.)
Познакомить со свойствами геометрических фигур;
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.
Рассмотрим это на основных игровых упражнениях.
Знакомство с палочками начнем с раздела : «Свойства и отношения по цвету».
На реализацию этого раздела направлены следующие игры:
Игра «Группировка по цвету»
Цель: восприятие и группировка палочек по цвету
Игра «Придумай картинку»
Цель: придумывать и составлять сюжетную картинку из палочек, называть ее и сочинять рассказ.
Игра «Какой палочки не хватает»
Цель: запомнить палочки по цвету и назвать недостающую
Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой.
(Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Игра «Сколько предметов»
Цель: сосчитать заданное количество предметов и обозначить числом, показав соответствующую палочку.
Игра «Строим поезд» Просмотр видеоматериала.
Цель: соотносить цифру и число, находить палочку соответствующего цвета
Описание: взрослый кладет в ряд любые цифры, дети составляют поезд.
Игра «Чудесный мешочек» Просмотр видеоматериала.
Цель: запомнить и назвать числовое значение палочек
Описание: в чудесный мешочек складываются все палочки кроме белых
Образование числа.
Игра «Заменяем палочки»
Цель: понимать как образовывается любое число первого
десятка, запомнить числовое значение палочек
Описание: выложить на стол любое количество белых палочек в плотный ряд. Заменить свой ряд белых палочек одной подходящей по длине полочкой
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Пример упражнений:
Соткем коврики.
Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7
Или соберем взлетную полосу для самолета.
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
Пространственное отношение
Составление гирлянд
Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение
предметов в пространстве относительно друг друга
Описание: из двух палочек, красной и желтой. Надо их расположить так, чтобы красная была справа от желтой;
Описание: из четырех палочек, бордовая, розовая, фиолетовая, голубая. Их надо расположить так, чтобы бордовая была справа от фиолетовой, голубая – слева от фиолетовой, розовая между фиолетовой и бордовой.
Составление геометрических фигур.
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах (трОсвоение угольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник)
Квадрат.
Исследовательская работа : доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).
Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.
Треугольник. Считаем количество углов и сторон.
Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.