Демина Оксана Александровна
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
Обоснование актуальности проблемы:
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких- либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют : уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%, которая становится причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний.
Публикация «Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно- двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно- мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и другие). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто - либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Главная задача педагогов дошкольных групп и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать у детей разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего возраста. Воспитание здорового ребенка – одна из основных задач современного ДОУ, решение которой зависит от правильной организации педагогического процесса.
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни. Н. Е. Веракса программа «От рождения до школы», по которой работают наши дошкольные группы, предусматривает в своей Программе охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса. Таким образом, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 30.08.2013 N1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам предписано, что в Обязательной части Основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны содержаться следующие разделы: содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность" и других областей. Следовательно, одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения является организация работы по освоению образовательной области «Здоровье» с целью охраны здоровья детей и формированию основ культуры здоровья. Нетрадиционный подход к решению данной проблемы и обусловил создание педагогическим коллективом наших дошкольных групп проекта «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС», который является частью Основной общеобразовательной программы, формируемый участниками образовательного процесса. Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС» (приказ №115/1 от 30.10.2020г.) разработана в соответствии с :
-Федеральный закон «Об образовании и в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-«Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Сан ПиН 2.4.1.3049-13);
-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
-Образовательным программам дошкольного образования.
-Устав БОУ «Колосовская СШ»
-Основная образовательная программа дошкольного образования БОУ «Колосовская СШ»
Цель Проекта:
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, о необходимости соблюдения правил ЗОЖ, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи Проекта:
-Модернизация системы управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития;
-Совершенствование системы здоровосберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
-Повышение качества образования в Учреждении через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникативных;
-Обеспечение эффективного, результативного и постоянного роста профессиональной компетенции коллектива учреждения;
-Повышение эффективности взаимодействия педагогического коллектива дошкольных групп и родителей.
Теоретическая база:
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях. Исследованиями Е. А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А. Б. Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду», неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития.
Система управления : совершенствование системы управления, ориентированной на качество предоставляемых образовательных услуг
Система образовательной деятельности: Сохранение и укрепление положительной динамики состояния здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды : благодаря проектированию и реализации профилактической работы, коррекции нарушений в физическом развитии, приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности.
Система работы с педагогами : повышение уровня информационной, коммуникативной, профессиональной компетентности педагогов ДОУ; повышение уровня самообразования педагогов; повышение уровня эффективного взаимодействия с родителями обучающихся;
положительная динамика в осуществлении здоровьесберегающей и коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ, игровых и проектных образовательных технологий; обобщение.
Система работы с семьей : совершенствование форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности и ответственности родителей за воспитание детей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей (законных представителей) в установлении партнерских отношений.
Система взаимодействия ДОУ с социальными партнерами: реализация системы социального партнерства.
Структура Проекта включает три этапа:
№ этап сроки цель этапа
1 подготовительный январь - сентябрь 2021 г. разработка и принятие локальных нормативно-правовых актов, внедрение Проекта
2 реализующий сентябрь 2021 г. – сентябрь 2025 г. реализация мероприятий Проекта
3 заключительный Сентябрь – декабрь 2025 г. подведение итогов и анализ работы по реализации Проекта
Предполагаемые результаты реализации Проекта:
1. Снижение заболеваемости воспитанников.
2. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3. Повышение уровня адаптации детей к современным условиям жизни.
4. Овладение дошкольниками навыками самооздоровления.
5. Повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ.
6. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями.
7. Формирование здорового образа жизни в семье.