Зобкова Анастасия
Система психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья за рубежом
▼ Скачать + Заказать документы
«Система психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья за рубежом»
Содержание
1. Введение
2. Система психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья за рубежом
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
Публикация «Система психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья за рубежом» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Своевременная и квалифицированная помощь со стороны специалистов семьям, воспитывающих детей с ограниченным возможностями здоровья существенно расширяет комплекс консультативных и психотерапевтических мероприятий.
В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию, в которой находится ребенок с ОВЗ.
Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из самых актуальных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей с ограниченными возможностями в зарубежном опыте насчитывает уже не одно десятилетие. В Российской Федерации такая система в государственном масштабе находится на стадии становления.
Система психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья за рубежом
Возникновение современной концепции психотерапевтической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, связывают с началом 1960-х годов, когда в США, а позже и в других странах Западной Европы появляется благотворительный, общественный и политический климат для развития программ и услуг для детей с ограниченными возможностями. Начиная с этого периода, растет общественное движение и движение родителей детей с ограниченными возможностями «по защите прав детей с инвалидностью», разрабатывается и внедряется соответствующая законодательная база для оказания помощи детям с нарушением развития или риском его возникновения.
Следующий период становления психотерапевтической помощи за рубежом начинается 1990-х годом по настоящее время, который преимущественно определяется осуществлением некоего целостного подхода к личности ребенка и создание социально-педагогического подхода. Идеей данного подхода является возмещение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста. Основной составляющей этого подхода является тенденция личного развития ребенка с специфическими образовательными потребностями и выбор его индивидуального образовательного плана с привлечением всех образовательных структур, существующих в сфере образования; информационное обеспечение родителей и их вовлечение в реализацию индивидуальной программы развития ребенка, обеспечение комплексности в обучение родителей и реализации специальных программ для обучения и социализации ребенка.
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Родители, в семье которых рождается ребенок с особыми потребностями, тяжело переживают такое событие. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое чувства и ощущения, то рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают конфликты между супругами. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.
Общеизвестно, что в семьях детей с физическими и психическими недостатками происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу, рождение ребенка деформирует отношения между супругами; соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
В начале 70-х годов ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней психотерапевтической помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.
Службы помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи; специальная система образования родителей; организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развитие предпосылок понимания речи и активной речи)
Критерии эффективности работы служб психотерапевтической помощи в США :
- время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи;
- интенсивность ранней помощи;
- создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
- охват программой различных сфер развития ребенка;
- учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
- поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Система раннего психотерапевтического воздействия направлена на одновременную работу с родителями и младенцами. На законодательном уровне оформлена деятельность институтов ранней диагностики и ранней помощи. Система образования дополнена структурами, оказывающими действенную раннюю помощь детям с ОВЗ и их семьям.
Важнейшей особенностью деятельности работников служб психотерапевтической помощи является ее «командная» организация. В компетенцию «команды» профессионалов входит:
- обязательным составляющим процесса комплексной помощи являются взаимодействие с членами семьи, целенаправленное обучение родителей и включение их в активную повседневную работу;
- знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку развития и разрабатывать индивидуальную программу раннего образования на основе базовой.
Западный вариант организации системы служб «психотерапевтического вмешательства» предполагает привлечение специалистов разных специальностей. В процессе деятельности выстраиваются партнерские отношения.
Основным документов, регламентирующим работу служб, является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой специалистов службы совместно с родителями.
При становлении и развитии западной системы помощи выделились два основных направления конструирования программ «раннего вмешательства» : психотерапевтическое и социально-педагогическое.
Психотерапевтические сеансы : модели «Тренировка взаимодействия» (T.Field); модель «руководство взаимодействием» (W.McDonough); модель «Психодинамическая психотерапия» (C.Fraiberg).
Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микроклимата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи.
Заключение
После раннего выявления семей, воспитывающих ребенка с физическими и психическими нарушениями проводиться комплексная система мер по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению семьи. Технология раннего вмешательства создает реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надежного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребенка. Подводя итог, нужно отметить, что раннее выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и раннее вмешательство, оказание ранней помощи помогает особенным детям остаться и расти в родной семье, быстрее и лучше освоится в современном обществе, развиваться и не воспринимать себя не таким как все и не замыкаться в себе.
В западных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью воспитываются в условиях семьи (родной, ее замещающей, специально организованной, а не в специальных учреждениях вне дома. На всех этапах жизни дети и семьи находятся под патронажем специалистов, организован процесс сопровождения этих людей в образовательное и социальное пространство. Будучи полноценными членами общества, дети, подростки, взрослые с ограниченными возможностями здоровья так же могут, как и их здоровые сверстники вести активный образ жизни- учиться, работать, отдыхать.
Список использованной литературы
1. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование, №3. 2013. С. 49-55
2. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. М., 2019. №1. С. 21-30
3. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. М., 2018
4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2013