МААМ-картинки

Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения

Ольга Зырянова
Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Система физического и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательной организации

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания дошкольников. Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Публикация «Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения» размещена в разделах

Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом жизни, когда закладываются прочные основы физического здоровья.

Цель физического и оздоровительного направления воспитания – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.

Задачи по формированию здорового образа жизни :

1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;

2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни;

3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня.

Направления деятельности воспитателя :

– организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

– создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

– введение оздоровительных традиций в ДОО.

Полноценное физическое развитие дошкольникови их оздоровление является одной из приоритетов деятельности нашего ДОУ на протяжении многих лет.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Быть здоровым с детства», разработанной педагогами детского сада,которая из года в год корректируется, совершенствуется в условиях требований времени, контингента поступающих в ДОУ воспитанников.

но и педагогов базового и дополнительного образования при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Целью программы является:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.

Система работы по программе «Быть здоровым с детства» включает в себя 5 основных направлений:

1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в МАДОУ.

2. Воспитательно-образовательное направление.

3. Оздоровительно-профилактическое направление.

4. Информационное оснащение.

5. Мониторинг реализации программы.

Пути реализации физкультурно-оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в МАДОУ является одной из характеристик воспитывающей среды.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, и в данном случае, ее показателями являются насыщенность и структурированность:

а) насыщение материально-технической базы:

- спортивный зал укомплектован необходимым оборудованием (туннели, серсо, гантели, платочки, мини лыжи, секундомер, динамометр, эспандеры, баскетбольные и футбольные мячи, мячи маленького размера, коригирую-щие мячи, сухой бассейн с мячами, батуты, ленточки, платочки, обручами, нестандартным физкультурным оборудованием, тренажёрами и др.);

- бассейн оборудован: плавательными кругами (для малышей, плавательными досками, надувными мячами, надувными игрушками, обручами и др. ;

- в каждой группе имеется физкультурно-спортивныйцентр;

все групповые участки на улице максимально оборудованы современными малыми двигательными и игровыми формами;

- в зонах двигательной активности размещен инвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей; планируетсяорганизация зон «уединения», зоны «дополнительной подвижности», тренажеров для профилактики нарушений зрения, нарушений осанки и плоскостопия, а также, усовершенствования физкультурно-спортивного комплекса на улице с оборудованием беговой дорожки, ямы для прыжков, футбольного поля.

2. Воспитательно-образовательное направление

Забота о здоровье детей в МАДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию детского организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой, в пределах оптимальных величин,оказывает целенаправленное воздействие на оздоровление.

Развивая двигательные способности воспитанников, обучая их двигательным навыкам и умениям мы способствуем:

повышению устойчивости детского организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

повышению физической работоспособности;

нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития;

повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основными принципами организации двигательной активности являются:

- адекватнаяфизическая нагрузка, которая должна соответствовать возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;

- медицинский контроль за физическим воспитанием;

- проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медицинских отводов.

Формы двигательной активности

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей

-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная);

-гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам);

- непосредственно образовательная деятельность (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка);

-физкультурные НОД на воздухе;

- НОД в плавательном бассейне (1 раз в неделю-занятие и 1 раз в неделю кружок ;

-занятия в других спортивных кружках и секциях;

-подвижные игры;

-спортивные игры и упражнения;

-физкультминутки, пальчиковая гимнастика;

-праздники, развлечения, физкультурные досуги;

-закаливание. - индивидуальная работа по формированию основных видов движений -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;

- рассматривание иллюстраций о спорте;

-изготовление атрибутов к подвижным играм;

- придумывание вариантов к знакомым подвижным играм;

-дидактические и настольные игры. -индивидуальная работа;

-настольные игры «Футбол», «Хоккей» и др. ; -чтение рассказов о спорте, спортсменах;

-изготовление атрибутов к подвижным играм.

-проведение совместных праздников, досугов, экскурсий;

-совместные занятия родителей и детей»

- работа клуба «За здоровьем – всей семьей»

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами МАДОУ;

- преобладание циклических упражнений в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества;

- использование игр, упражнений соревновательного характера в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей и на прогулке;

- использование разработанной применительно для своей группы картотеки подвижных игр.

Формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни.

Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранятьего;

- компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи мы продолжаем целенаправленную работу по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:

соблюдение режимных моментов;

проведение закаливающих процедур после дневного сна;

систематическое использование здоровьесберегающих технологий;

организация непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию детей в спортзале, в бассейне и на воздухе;

осуществление проектной деятельности дошкольников;

непосредственно образовательную деятельность познавательной направленности;

организацию подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни («За здоровьем в детский сад»);

детско-родительские конкурсы «На лучшее оборудование спортивно-оздоровительных центров»;

Объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО, формирование профессионально-родительской общности, основанной на уважении друг к другу, стимулирует к введению оздоровительных традиций в ДОО (организацияфизкультурных праздников и развлечений; организация и проведение дня Здоровья.

Важным условием сохранения здоровья является организация здорового питания.

В дошкольном учреждении выполняются следующие принципы здорового питания детей:

-регулярность (соблюдение режима питания);

-сбалансированность;

- рациональность;

- соблюдение технологии приготовления блюд, введение второго завтрака, С-витаминизация 3-его блюда, организация питьевого режима);

-разнообразие;

- учет индивидуальных особенностей детей, медицинских противопоказаний (для детей аллергиков осуществляется замена продуктов).

Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей в весенне-осенний период включаются чеснок.

3. Оздоровительно-профилактическое направление

Задачи по сохранению здоровья детей:закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата, решаются в системе профилактически-оздоровительной работы, это:

1. выполнение требований СанПиН,

2. закаливающие мероприятия:

Основными источниками закаливания, которые используются в ДОУ, являются естественные природные факторы: солнце, воздух и вода. Воздушные ванны — наиболее мягкая и безопасная закаливающая процедура. Именно с воздушных ванн мы всегда начинаем систематическое закаливание. Воздушные ванны начинаем проводить при каждом переодевании ребенка, предлагая родителям проводить их утром (после ночного сна) и вечером (перед сном). Прием воздушных ванн проводится при температуре воздуха +18. +20°. Воздушные ванны всегда хорошо сочетаются с физическими упражнениями, легкой пробежкой, зарядкой или принимаются во время игры.

Водные процедуры:

1) умывание самая простая и гигиеническая, и закаливающая водная процедура. Закаливание начинаем с температуры воды 28-26 °С и постепенно снижаем ее до температуры воды, текущей из крана.

2) Обширное умывание

Ребё нок последовательно:

- открывает кран с водой, смачивает правую ладошку и проводит ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, говорит «раз»; то же проделывает левой рукой;

- смачивает обе ладошки, кладет их сзади на шею и проводит ими одновременно к подбородку, со словами «раз»;

- намачивает правую ладошку и делает круговое движение по верхней части груди, со словами «раз»;

- смачивает обе ладошки и умывает лицо;

- ополаскивает, «отжимает» обе руки, вытирается насухо.

3) Обтирание –

самая щадящая водная процедура. Сначала температура воды составляет 34 °С. Постепенно снижаем ее на 0,5-1 °С в день - до 26-23 °С. Сложив махровое полотенце в несколько слоев (или берем махровую варежку, смачиваем в воде и обтираем тело ребёнка. В первую неделю обтираем верхнюю часть тела, со второй недели - все тело. Через 3 дня полного обтирания начинаем снижать температуру воды. Промакаем кожу сухим полотенцем, но не растираем: растирание снижает закаливающий эффект.

4) Босохождение:

- мини-тропинка: на дно плоского и широкого таза укладываем вымытую гальку и заливаем водой комнатной температуры. "Гулять" по ней по 10-15 минут в день. Хождение по полу. Ходьба2 раза в день по 10-15 минут босиком по чистому полу или натуральным коврам (циновкам).

- cолевые дорожки.

Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Солевая дорожка представляет собой коврик из холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 г соли и 5-10 г йода, или 250 г морской йодированной соли).

Процедура закаливания начинается с разогрева стопы. Для этого используем массажеры для стоп, по которым дети проходят босиком. Это ребристые доски, дорожки из горизонтальных палочек, массажные коврики и т. д. Различные виды ходьбы и бега. После того, как стопа «разогрета», проводятся упражнения на солевых дорожках, массажных и сухих ковриках, в комплексе с ритмической гимнастикой для мышц плечевого пояса, рук, спины и живота. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой и обливанием стоп прохладной водой.

4. Информационное оснащение

Эффективность физического и оздоровительного воспитания дошкольников предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, так как воспитатель, а также другие сотрудники должны быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения воспитанников детского сада.

Мы знаем, зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания, поэтому, одна из основных задач – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.

Взаимодействие с родителями осуществляется в традиционных формах:

-родительские собрания (тематические, с участием детей, мастер-классы);

- эпизодические индивидуальные посещения родителями НОД, секций, кружков;

- День открытых дверей и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад;

- проектной деятельностипедагогов, родителей и дошкольников;

- совместныхдетско-родительских мероприятиях (физкультурные праздники, развлечения в спортивном зале, в плавательном бассейне, на спортивной площадке, выставки, фотовыставки);

- консультации специалистов (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ);

- оформление папок-передвижек;

- открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности в Недели здоровья, Школы здоровья;

-Семейные гостиные, клубы и др.

В настоящее время планируется:

- разработать проект странички коррекционно-оздоровительной работы на сайте МАДОУ № 188, охватывающей все направления программы «Быть здоровым с детства»;

- активизировать работу с социальными партнерами (детская городская поликлиника № 24, спортивные кружки и секции г. Хабаровска) путем привлечения их на родительские собрания и актуализации информации на сайте МАДОУ с целью медико-педагогического просвещения, пропаганды здорового образа жизни;

- продолжать регулярное обновление стенда «Азбука здоровья» со сменой информации не реже 1 раза в квартал с освещением через сайт МАДОУ;

- составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;

- систематическое проведение выставки детских работ «Мы-Здоровейки!», «Мы с бассейном дружим» и др. - это совместные работы педагогов, детей и родителей с рисунками и рассказами;

- обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Растим Неболеек».

За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%.

В рамках преемственности, ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с обучающимися первого класса СОШ № 80 (выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем наших бывших выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеских спортивных школах по спортивной гимнастике, спортивным танцам, каратэ, футболу, для проведения показательных выступлений.

Об эффективности реализации программы «Быть здоровым с детства» говорят следующие показатели:

- 75% выпускников детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах;

За последние 3 года

- заболеваемость воспитанников ДОУ понизилась на 0,8 %;

- количество детей часто длительно болеющих уменьшилось на 6 человек – 5%;

- переведены из II группы здоровья в I – 5 детей – 4,5%.

Удовлетворенность родителей по физическому и оздоровительному воспитанию детей в ДОУ составила 85% опрошенных, удовлетворены частично 15%;

-значительно возросла активность родителей в участии и проведении мероприятий по оздоровлению и физическому развитию детей.

На наш взгляд, это связано с системным подходом к организации образовательно-оздоровительного процесса, использованием воспитателями, узкими специалистами ДОУ в своей работе современных здоровьесберегающих технологий, совершенствованием форм и методов методической работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляцииСценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции. Все действия происходят по скайпу и часть снята на видео. Дома.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 08:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зырянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД