Ольга Зырянова
Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Система физического и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательной организации
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания дошкольников. Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Публикация «Система физкультурного и оздоровительного воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом жизни, когда закладываются прочные основы физического здоровья.
Цель физического и оздоровительного направления воспитания – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Задачи по формированию здорового образа жизни :
1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;
2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни;
3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня.
Направления деятельности воспитателя :
– организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
– создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
– введение оздоровительных традиций в ДОО.
Полноценное физическое развитие дошкольникови их оздоровление является одной из приоритетов деятельности нашего ДОУ на протяжении многих лет.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Быть здоровым с детства», разработанной педагогами детского сада,которая из года в год корректируется, совершенствуется в условиях требований времени, контингента поступающих в ДОУ воспитанников.
но и педагогов базового и дополнительного образования при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Целью программы является:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
Система работы по программе «Быть здоровым с детства» включает в себя 5 основных направлений:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в МАДОУ.
2. Воспитательно-образовательное направление.
3. Оздоровительно-профилактическое направление.
4. Информационное оснащение.
5. Мониторинг реализации программы.
Пути реализации физкультурно-оздоровительной работы по каждому из направлений программы:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в МАДОУ является одной из характеристик воспитывающей среды.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, и в данном случае, ее показателями являются насыщенность и структурированность:
а) насыщение материально-технической базы:
- спортивный зал укомплектован необходимым оборудованием (туннели, серсо, гантели, платочки, мини лыжи, секундомер, динамометр, эспандеры, баскетбольные и футбольные мячи, мячи маленького размера, коригирую-щие мячи, сухой бассейн с мячами, батуты, ленточки, платочки, обручами, нестандартным физкультурным оборудованием, тренажёрами и др.);
- бассейн оборудован: плавательными кругами (для малышей, плавательными досками, надувными мячами, надувными игрушками, обручами и др. ;
- в каждой группе имеется физкультурно-спортивныйцентр;
все групповые участки на улице максимально оборудованы современными малыми двигательными и игровыми формами;
- в зонах двигательной активности размещен инвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей; планируетсяорганизация зон «уединения», зоны «дополнительной подвижности», тренажеров для профилактики нарушений зрения, нарушений осанки и плоскостопия, а также, усовершенствования физкультурно-спортивного комплекса на улице с оборудованием беговой дорожки, ямы для прыжков, футбольного поля.
2. Воспитательно-образовательное направление
Забота о здоровье детей в МАДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию детского организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой, в пределах оптимальных величин,оказывает целенаправленное воздействие на оздоровление.
Развивая двигательные способности воспитанников, обучая их двигательным навыкам и умениям мы способствуем:
повышению устойчивости детского организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
повышению физической работоспособности;
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основными принципами организации двигательной активности являются:
- адекватнаяфизическая нагрузка, которая должна соответствовать возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
- медицинский контроль за физическим воспитанием;
- проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медицинских отводов.
Формы двигательной активности
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная);
-гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам);
- непосредственно образовательная деятельность (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка);
-физкультурные НОД на воздухе;
- НОД в плавательном бассейне (1 раз в неделю-занятие и 1 раз в неделю кружок ;
-занятия в других спортивных кружках и секциях;
-подвижные игры;
-спортивные игры и упражнения;
-физкультминутки, пальчиковая гимнастика;
-праздники, развлечения, физкультурные досуги;
-закаливание. - индивидуальная работа по формированию основных видов движений -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;
- рассматривание иллюстраций о спорте;
-изготовление атрибутов к подвижным играм;
- придумывание вариантов к знакомым подвижным играм;
-дидактические и настольные игры. -индивидуальная работа;
-настольные игры «Футбол», «Хоккей» и др. ; -чтение рассказов о спорте, спортсменах;
-изготовление атрибутов к подвижным играм.
-проведение совместных праздников, досугов, экскурсий;
-совместные занятия родителей и детей»
- работа клуба «За здоровьем – всей семьей»
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами МАДОУ;
- преобладание циклических упражнений в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества;
- использование игр, упражнений соревновательного характера в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей и на прогулке;
- использование разработанной применительно для своей группы картотеки подвижных игр.
Формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранятьего;
- компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Для реализации данной задачи мы продолжаем целенаправленную работу по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:
соблюдение режимных моментов;
проведение закаливающих процедур после дневного сна;
систематическое использование здоровьесберегающих технологий;
организация непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию детей в спортзале, в бассейне и на воздухе;
осуществление проектной деятельности дошкольников;
непосредственно образовательную деятельность познавательной направленности;
организацию подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни («За здоровьем в детский сад»);
детско-родительские конкурсы «На лучшее оборудование спортивно-оздоровительных центров»;
Объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО, формирование профессионально-родительской общности, основанной на уважении друг к другу, стимулирует к введению оздоровительных традиций в ДОО (организацияфизкультурных праздников и развлечений; организация и проведение дня Здоровья.
Важным условием сохранения здоровья является организация здорового питания.
В дошкольном учреждении выполняются следующие принципы здорового питания детей:
-регулярность (соблюдение режима питания);
-сбалансированность;
- рациональность;
- соблюдение технологии приготовления блюд, введение второго завтрака, С-витаминизация 3-его блюда, организация питьевого режима);
-разнообразие;
- учет индивидуальных особенностей детей, медицинских противопоказаний (для детей аллергиков осуществляется замена продуктов).
Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей в весенне-осенний период включаются чеснок.
3. Оздоровительно-профилактическое направление
Задачи по сохранению здоровья детей:закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата, решаются в системе профилактически-оздоровительной работы, это:
1. выполнение требований СанПиН,
2. закаливающие мероприятия:
Основными источниками закаливания, которые используются в ДОУ, являются естественные природные факторы: солнце, воздух и вода. Воздушные ванны — наиболее мягкая и безопасная закаливающая процедура. Именно с воздушных ванн мы всегда начинаем систематическое закаливание. Воздушные ванны начинаем проводить при каждом переодевании ребенка, предлагая родителям проводить их утром (после ночного сна) и вечером (перед сном). Прием воздушных ванн проводится при температуре воздуха +18. +20°. Воздушные ванны всегда хорошо сочетаются с физическими упражнениями, легкой пробежкой, зарядкой или принимаются во время игры.
Водные процедуры:
1) умывание самая простая и гигиеническая, и закаливающая водная процедура. Закаливание начинаем с температуры воды 28-26 °С и постепенно снижаем ее до температуры воды, текущей из крана.
2) Обширное умывание
Ребё нок последовательно:
- открывает кран с водой, смачивает правую ладошку и проводит ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, говорит «раз»; то же проделывает левой рукой;
- смачивает обе ладошки, кладет их сзади на шею и проводит ими одновременно к подбородку, со словами «раз»;
- намачивает правую ладошку и делает круговое движение по верхней части груди, со словами «раз»;
- смачивает обе ладошки и умывает лицо;
- ополаскивает, «отжимает» обе руки, вытирается насухо.
3) Обтирание –
самая щадящая водная процедура. Сначала температура воды составляет 34 °С. Постепенно снижаем ее на 0,5-1 °С в день - до 26-23 °С. Сложив махровое полотенце в несколько слоев (или берем махровую варежку, смачиваем в воде и обтираем тело ребёнка. В первую неделю обтираем верхнюю часть тела, со второй недели - все тело. Через 3 дня полного обтирания начинаем снижать температуру воды. Промакаем кожу сухим полотенцем, но не растираем: растирание снижает закаливающий эффект.
4) Босохождение:
- мини-тропинка: на дно плоского и широкого таза укладываем вымытую гальку и заливаем водой комнатной температуры. "Гулять" по ней по 10-15 минут в день. Хождение по полу. Ходьба2 раза в день по 10-15 минут босиком по чистому полу или натуральным коврам (циновкам).
- cолевые дорожки.
Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Солевая дорожка представляет собой коврик из холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 г соли и 5-10 г йода, или 250 г морской йодированной соли).
Процедура закаливания начинается с разогрева стопы. Для этого используем массажеры для стоп, по которым дети проходят босиком. Это ребристые доски, дорожки из горизонтальных палочек, массажные коврики и т. д. Различные виды ходьбы и бега. После того, как стопа «разогрета», проводятся упражнения на солевых дорожках, массажных и сухих ковриках, в комплексе с ритмической гимнастикой для мышц плечевого пояса, рук, спины и живота. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой и обливанием стоп прохладной водой.
4. Информационное оснащение
Эффективность физического и оздоровительного воспитания дошкольников предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, так как воспитатель, а также другие сотрудники должны быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения воспитанников детского сада.
Мы знаем, зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания, поэтому, одна из основных задач – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.
Взаимодействие с родителями осуществляется в традиционных формах:
-родительские собрания (тематические, с участием детей, мастер-классы);
- эпизодические индивидуальные посещения родителями НОД, секций, кружков;
- День открытых дверей и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад;
- проектной деятельностипедагогов, родителей и дошкольников;
- совместныхдетско-родительских мероприятиях (физкультурные праздники, развлечения в спортивном зале, в плавательном бассейне, на спортивной площадке, выставки, фотовыставки);
- консультации специалистов (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ);
- оформление папок-передвижек;
- открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности в Недели здоровья, Школы здоровья;
-Семейные гостиные, клубы и др.
В настоящее время планируется:
- разработать проект странички коррекционно-оздоровительной работы на сайте МАДОУ № 188, охватывающей все направления программы «Быть здоровым с детства»;
- активизировать работу с социальными партнерами (детская городская поликлиника № 24, спортивные кружки и секции г. Хабаровска) путем привлечения их на родительские собрания и актуализации информации на сайте МАДОУ с целью медико-педагогического просвещения, пропаганды здорового образа жизни;
- продолжать регулярное обновление стенда «Азбука здоровья» со сменой информации не реже 1 раза в квартал с освещением через сайт МАДОУ;
- составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;
- систематическое проведение выставки детских работ «Мы-Здоровейки!», «Мы с бассейном дружим» и др. - это совместные работы педагогов, детей и родителей с рисунками и рассказами;
- обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Растим Неболеек».
За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%.
В рамках преемственности, ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с обучающимися первого класса СОШ № 80 (выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем наших бывших выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеских спортивных школах по спортивной гимнастике, спортивным танцам, каратэ, футболу, для проведения показательных выступлений.
Об эффективности реализации программы «Быть здоровым с детства» говорят следующие показатели:
- 75% выпускников детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах;
За последние 3 года
- заболеваемость воспитанников ДОУ понизилась на 0,8 %;
- количество детей часто длительно болеющих уменьшилось на 6 человек – 5%;
- переведены из II группы здоровья в I – 5 детей – 4,5%.
Удовлетворенность родителей по физическому и оздоровительному воспитанию детей в ДОУ составила 85% опрошенных, удовлетворены частично 15%;
-значительно возросла активность родителей в участии и проведении мероприятий по оздоровлению и физическому развитию детей.
На наш взгляд, это связано с системным подходом к организации образовательно-оздоровительного процесса, использованием воспитателями, узкими специалистами ДОУ в своей работе современных здоровьесберегающих технологий, совершенствованием форм и методов методической работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения.