Татьяна Потекаева
Конспект ОД «Синичкин день» (старшая дошкольная группа)
Цель: Продолжать знакомить малышей с культурой российского народа, дать детям представление о российском народном праздничке Синичкин денек.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить познания о роли птиц в нашей природе и жизни человека.
2. Научить распознавать птиц по характерным наружным признакам.
3. Закрепить познания малышей о зимующих и перелётных птицах.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи меж подкормкой птиц и их поведением.
Публикация «Конспект ОД „Синичкин день“ (старшая дошкольная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
3. Расширить и активизировать словарный припас, грамматическую сторону речи на тему.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей попечительное отношение к природе, желание помочь птицам в тяжелых зимних критериях.
2. Сформировывать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Интеграция образовательных областей: зание (формирование целостной картины мира, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Оборудование и материалы: интерактивная дощечка, кормушки, муляжи птиц, блюдца с семечками, салом, ягодами рябины, хлебными крошками.
Подготовительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций с изображением птиц; чтение художественной литературы по теме; чтение и заучивания пословиц и присказок; разучивание стихотворений о синицах; изготовка кормушек с детьми и родителями.
Перечень используемой литературы:
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. . -М: Просвещение 2012г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детками дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) Воронеж: ТЦ Учитель 2004.
Волчкова В. Н. ,СтепановаН. В. Конспекты занятий в старшей группе ребяческого сада. Экология. Воронеж: ТЦ Учитель 2004г.
Шорыгина Т. А. Птицы. Какой-никакие они?. Москва. : Издательство ГНОМ и Д2000г.
Воронкевич. О. А. Добросердечно пожаловать в экологию---Санкт-Петербург. : Детство-Пресс 2001г.
Ход ОД.
Воспитатель: Ребята, вам нравится посещать гости?
Детки: Да.
Воспитатель: А куда мы отправимся в гости, вам необходимо отгадать.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Входи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)
Малыши отгадывают загадку. Проходят к интерактивной дощечке, в каком месте изображён лес.
Воспитатель: Ну а в какой-никакой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая травок?
Малыши: В осенний лес.
Воспитатель:
Здравствуй, лес! Расчудесный, лес!
Полон различных твоя милость чудес!
Кто в твоей глуши таится?
Может зверь, а может птица?
Воспитатель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы деток)
Птицы в зиму не почивают, часть птиц улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилища? По какой причине? (ответы деток) .
Как называются птицы, которые остались к зиме?
А которые улетели на юг?
Воспитатель: Поглядите, ребята, сколько различных птиц в нашем лесу. Птицы делают отличное предложение нам поиграть с ними. Поиграем? Надо будет расположить птиц на 2 группы зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.
Дидактическая забава (на интерактивной доске) : Однообразные, но различные.
Воспитатель: Отлично вы понимаете зимующих и перелётных птиц.
Сейчас мы поговорим об одной зимующей птичке. А о какой-никакой мы на данный момент узнаем.
Загадка.
Небольшая пестрая птица
Не побаивается в зиму простыть,
Угощения наше ей снится.
Прилетает к нам часто (синица).
С коих пор на Руси в начале ноября 12 числа отмечается Синичкин денек, то есть, денек встречи зимующих птиц. Наши праотцы встречали его шумно и торжественно; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомое блюдо сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и лишь любовались зимними птахами.
По какой причине конкретно Синичкин день? Да потому что синица божья птица считается на Руси. Ранее в старину на неё гадали : кидали крошки хлеба, кусочки сала и следили : если синичка поначалу станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
Среди народа говорили :
Мала птичка синичка, а Свой праздничек знает.
Синичка воробью сестричка.
Хвалилась синица хвостом море зажечь.
Мала синица, голосок востёр.
Ребята, как вы мыслите, с какого места прилетают к нам синички? В каком месте они жили в летний сезон? Верно в летний сезон они жили в лесах, парках, садах. Своим возникновением в нашем городе они дают сигнал людям, что быстро зима не забудьте утеплить свои дома, чтоб мороз не проник в квартиры, и что пришло время позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек среди народа окрестили акробатами, поэтому что они ловкие и могут забраться в любую щель. Там сильные ноги, на ногах сильные лапки с наточенными коготками, при помощи острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв просто достаёт насекомых из трещинок коры деревьев и раздалбливает крепкие семечки и лесные орешки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не опасен, замерзают птички от голода.
А сейчас послушайте стихотворение про синиц.
Ребенок :
Все дорожки внесло,
Снег блещет, искрится,
Клювиком в моё стекло
Ударила синица.
По ту сторону окна повешу ей
Я кусок сала,
Чтобы теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Воспитатель: ребята, давайте поиграем с вами в занимательную забаву Прилетели птицы. Я сейчас буду называть только птиц, ведь если вдруг я ошибусь, и вы услышите нечто иное, то нужно похлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы,мухи и стрижи.
Детки хлопают.
Воспитатель: Что неправильно?
Детки: мухи.
Воспитатель: А мухи- это кто?
Детки: Мухи-это насекомые.
Воспитатель: прилетели птицы: голуби, куницы
Малыши хлопают. Забава продолжается.
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Воспитатель: Ребята,синичка очень дружеская птичка и в один прекрасный момент она прилетит к для вас с собственными приятелями. А с какой-никакими вы узнаете из забавы, которая величается Угадай по доли птицу.
В-ль показывает детям рисунки с изображением птиц, прикрытые листками бумаги с окошками. Поясняет, что в окошко им будет видна часть той вот либо иной знакомой птицы и по ней необходимо угадать, что за птица нарисована на картинке. В-ль подводит малышей к выводу, что через окошки они лицезрели характерные необыкновенности птицы- то, что отличает одну птицу от иной. (чёрный длинный хвост и белоснежный бок, красноватая грудка, красноватая шапочка-сильный клюв и т. д).
Воспитатель: молодцы ребята, птичкам так понравилось как вы узнаёте птиц и они делают отличное предложение спеть с ними. Желаете?
Малыши: да
Проводится игра Птичий концерт
Каждой группе ребят из трех человек даётся заглавие птицы, потом сказать, как они напевают:
Воробьи чирик чирик
Синицы тинь тинь
Ворона кар кар
Дятел тррр тррр
Снегирь дю дю дю
Клёст цок цок цок
Свиристель тюр тюр тюр
Воспитатель: Замечательный у нас вышел концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе Теремок. Мы умышленно им составили торжественное меню и приготовили кормушки.
Дидактическое упражнение Накорми (на обеденном месте на блюдцах семена, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите избыточное, что птицы есть не будут. Перед вами на каждой кормушке модели, обозначающие птиц. Скажите, какой-никакая птица с огромным удовольствием полакомится хлебными крошками? (отнесите блюдце с хлебом в кормушку этой птичке). Какая птица любит сало? А какой-никакая птица в зиму кормится ягодами рябины?
Как мы можем посодействовать птицам в зиму? Ответы деток (смастерить кормушки, принести корм, кормить птиц).
Ребята, чтоб верно подкармливать птиц, необходимо соблюдать некие верховодила:
Кормить птиц в некоем и том же месте, желанно в одно даже тут же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
Подкармливать птиц часто, повседневно, нельзя подкармливать временами, конкретно в морозы нужна еда любой денек, чтобы птицам выжить;
Корма класть немножко, конкретно затем, чтоб подкормить, поддержать в тяжелое время.
Воспитатель: Наша главная цель, ребята, не дать погибнуть в зиму от голода птицам, сделать им кормушки и каждодневно их кормить.
Ребята! Мы с вами сделали необходимое и добро накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием да и просто своим пребыванием.
Список применяемой литературы:
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. . -М: Просвещение 2012г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детками до 7 лет. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) Воронеж: ТЦ Учитель 2004.
Волчкова В. Н. ,СтепановаН. В. Конспекты занятий в старшей группе ребяческого сада. Экология. Воронеж: ТЦ Учитель 2004г.
Шорыгина Т. А. Птицы. Какой-никакие они?. Москва. : Издательство ГНОМ и Д2000г.
Воронкевич. О. А. Добросердечно пожаловать в экологию---Санкт-Петербург. : Детство-Пресс 2001г.