Лариса Шекера
«Симфония блокадного Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, к 70-летию снятия блокады города Ленинграда разработала и провела со своими воспитанниками музыкально-тематическое занятие с презентацией.
Цель:
Ознакомление дошкольников с историей своей страны. Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума.
Задачи:
• Познакомить воспитанников с историей блокадного
Ленинграда.
Публикация «„Симфония блокадного Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Познакомить с историей создания композитором Д. Шостаковичем
Седьмой симфонии.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и
поэтический материал.
• Совершенствовать вокально-певческие способности.
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям,
защищавшим Ленинград.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.
Муз. рук: Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о блокадном Ленинграде. Это сейчас город называется Санкт-Петербург, а много лет назад он носил это имя - Ленинград.
Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.
(слайд №5)
(слайд № 6)
Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.
(слайд № 7)
(слайд № 8)
(слайд №9)
(слайд № 10)
(слайд № 11)
Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.
Послушайте, какое стихотворение написал поэт Глеб Семёнов
(читает ребёнок)
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб - довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил - исполнен наших малых сил.
(слайд № 12)
(слайд № 13)
(слайд № 14)
(слайд № 15)
Муз. Рук: Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.
Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда.
(слайд № 16)
Послушайте стихотворение Юрия Воронова
(читает ребёнок)
В блокадных дня
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом-
Паспорта.
В городе Ленинграде в это время жил наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
(слайд № 17)
Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.
(слайд № 19)
(слайд №20)
(слайд № 21)
9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.
Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».
(слушание) (фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»)
Муз. Рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть?
(ответы детей)
Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку?
(ответы детей)
Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.
А какая эта музыка по характеру?
(ответы детей)
Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!
В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.
(слайд № 22)
(слайд № 23)
(слайд № 24)
(слайд № 25)
(слайд № 26)
(слайд № 27)
(слайд № 28)
Муз. Рук: Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.
(минута молчания) (фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза)
На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.
(песня «А. Филиппенко «Вечный огонь»)
(слайд № 29)
(слайд № 30)
Муз. Рук: Война ещё продолжалась целых 1,5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!
Вечная память героям! Вечная им слава!
(фонограмма «День Победы» Д. Тухманова)