Любовь Гончарова
Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Шахматы в дошкольном возрасте»
В наши дни шахматы стали не только спортом, но и методом в воспитании детей. «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»?
«Какие правила игры в шахматы»…
Публикация «Консультация „Шахматы в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления, расширении кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
Когда же лучше начать заниматься с ребенком?
Различные школы предлагают обучение уже с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Думаю, что осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет. Многие чемпионы по шахматам начинали играть именно в этом возрасте.
Чем же полезны занятия шахматами для ребенка?
Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных дошкольников выполняет еще и коррекционную функцию).
Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Игра в шахматы очень полезна для детей. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.
Как же начать обучение шахматам?
Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Не принуждайте ребенка, потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать его.
Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. На начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то что смогут сделать и родители. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.
В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.
Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.
Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.
В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.
Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают (слушая рассуждения ребенка, взрослый может направлять действия ребенка в правильном направлении, делятся своими впечатлениями.
Правила игры в шахматы.
Немного из истории шахмат. Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся поныне.
В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных на шахматной доске. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам.
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.
Королева (в древней игре - визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, т. е. королю объявляется «мат», то он считается проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.
Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок сумеет спланировать свое время, стратегически мыслить и достичь поставленных целей.