Татьяна Зайцева
Конспект занятия «Сердце Железного Дровосека»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Группа: подготовительная
Воспитатель: Зайцева Татьяна Олеговна
Тема: " Сердце Железного Дровосека"
Цель: формирование представлений у детей о строении и функционировании сердца и кровеносной системы
Задачи: - дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
- развитие у детей способности делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);
Публикация «Конспект занятия „Сердце Железного Дровосека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;
- расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);
- воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.
Предварительная работа: - чтение художественных произведений “Волшебник Изумрудного города”, энциклопедии “Большая энциклопедия для дошкольника”;
- рисование на тему: “Какие мы”,
- дидактические игры: “Полезные - вредные”, “Доктор Айболит”;
- НОД "Кровь. Функции крови", "Дыхательная система человека", " Пищеварительная система человека".
Этап,
его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой, 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка -Здравствуйте ребята!
Солнце светит нам в окошко,
Я соскучилась немножко,
Жду в кругу своих друзей,
Собирайтесь поскорей.
Давайте поздороваемся с друг другом и нашими гостями.
Приветствие, участие в приветствии. Игровые моменты. Психологическая готовность
Водно-организационный Организация направленного внимания Стук в дверь. Входит почтальон и вручает письмо.
- Ребята, интересно от кого же письмо?
- Вы правы, это письмо от Железного Дровосека. О чем же о нам написал?
- Давайте прочитаем?
Занимают свои места.
Отвечают на вопрос.
Соглашаются. Беседа. Игровые упражнения. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Мотивационно – побудительный
1 – 2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах - " Здравствуйте ребята! Я был у Гудвина и попросил у него сердце. Гудвин выполнил мою просьбу и подарил мне сердце, но я теперь не понимаю, почему оно все время стучит? Помогите мне это понять?"
- Вы хотите помочь Железному Дровосеку?
- А сможете?
- А как вы думаете, что нужно сделать? Осознают и принимают поставленную задачу
Отвечают на вопрос. Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д. Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация,
3 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений - Смотрите в конверте еще что то есть?
Из конверта падают перемешанные кусочки картинок с изображением сердца, желудка, легкого человека.
- Что же на этих картинках?
- А чтобы узнать, мы должны их собрать.
(Игра " Органы человека")
Заостряют внимание на конверте.
Задаются этим вопросом.
Собирают. Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение, и т. д. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений,
5 – 8 мин Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. - Что же у нас получилось на картинках?
- Правильно, желудок и легкое, мы с вами рассматривали на прошлом занятии, а вот про сердце я предлагаю поговорить сегодня!
- А для того чтобы рассказать Железному Дровосеку о сердце, я предлагаю проникнуть в тайну человеческого организма - в страну Сердца.
- Вы согласны?
Ну тогда приготовились.
- Вправо, влево повернись в стране Сердца появись.
- Вот мы с вами очутились в стране сердца.
(В это время слышится аудиозапись стук сердца).
- Здесь довольно шумно, ориентируемся на звук " тук - тук", который все ближе и ближе. А вот и сердце!
- Сердце - самый важный орган! Оно есть у каждого из нас. Находится в левой части груди.
- Как вы думаете для чего нам нужно сердце?
- - Сердце вам действительно нужно для того, чтобы вы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться. Именно сердце даёт силы для этого, обеспечивая непрерывное питание всего организма. Но главная задача сердца - перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу.
Ребята, сожмите руку в кулак. Вот такой величины ваше сердце. А у меня вот такое. С возрастом сердце увеличивается.
Ребята, обратите внимание на рисунок сердца. (Рассматривание плаката)
Как вы думаете, внутри сердца что-нибудь есть или там пусто как в мешке? (Ответы детей)
Внутри сердце не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. Оно представляет небольшой мешочек, стенки которого состоят из мышц и разделено перегородками. Сердце разделено стенкой, как будто на две двухэтажные квартирки и над каждой комнаткой есть маленькая прихожая. В левую прихожую всегда приходит в гости только алая, богатая кислородом кровь; в правую прихожую - только тёмная, с углекислым газом. Как только наполняются эти прихожие, сердце сжимает их и выдавливает кровь через специальные чудесные дверки в комнатки.
- Я предлагаю провести эксперимент и вы увидите как работает наше сердечко.
- Спринцовка заменит нам сердце. Наберем подкрашенную красную воду в спринцовку, соединенную с трубкой, нажимать на спринцовку.
- Сердце сжимается и разжимается, при этом выталкивает кровь. (Предложить детям понажимать на спринцовку).
- Ребята, а как нам узнать, что у нас есть сердце?
(Послушать как стучит сердце, послушать у друг - друга).
- А почему сердце стучит?
- в сердце есть специальные отверстия, через которые кровь из сердца вытекает. Они то открываются, то закрываются, как двери. Поэтому мы и слышим стук. (Демонстрировать на двери).
Наблюдают, рассматривают, сравнивают.
Участвуют в обсуждении, экспериментах.
Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя).
Ответы детей. Приемы активизации самостоятельного приема детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Осознания, освоение понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.
Динамическая пауза, 1 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости - Предлагаю немного отдохнуть и заняться физкультурой.
- Сердце - самый важный орган
- Есть у каждого из нас
- Как насос качает кровь, каждый день и каждый час
- Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи
- Развивай мускулатуру, не нужны будут врачи. Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр. Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Практическая работа (если предусмотрена)
5 – 10 мин Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений - Устали? А теперь послушайте, что же стало с вашим сердцем?
- Почему это произошло?
- Сердце работает не останавливаясь в течение всей жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами.
(Рассматриваем плакат, на котором нарисован мальчик с выделенными на рисунке кровеносными сосудами).
- Обратите внимание, наше тело - пронизано густой сетью кровеносных сосудов, по которым течет кровь. Некоторые из них широкие и плотные, другие узкие и тонкие. Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи, их даже можно рассмотреть.
- Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ладони с наружной стороны, а потом с внутренней. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Все нашли свои кровеносные сосуды? Рассмотрите их хорошо.
Самые тонкие кровеносные сосуды, тоньше человеческого волоса. По сосудам постоянно течет кровь, причем довольно быстро. Ей надо всего полминуты, чтобы пробежать по всему телу.
- Ребята, как вы думаете, как называется система органов, включающая в себя сердце и все сосуды вместе? (кровеносная) Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т. д.) Моделирование. Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Рефлексивно - корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа, 3 мин Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами - Нам пора возвращаться в детский сад.
- Вправо, влево повернись в нашей группе дружной очутись!
- Ребята, сможем ли мы теперь рассказать Железному Дровосеку о сердце?
- А как же мы можем передать информацию Железному Дровосеку?
(интернет, письмо, по телефону)
- А я предлагаю снять видео сюжет о нашем путешествии и отправить его по электронной почте нашему другу.
- Я буду репортер. Я буду задавать вам вопросы, а и снимать вас на видео камеру.
- Здравствуй Железный Дровосек. Ребята хотят рассказать тебе, что такое сердце.
- Ребята, где находится сердце?
- Какого оно размера?
- Что из себя представляет сердце?
- Для чего нужно сердце?
- Как оно это делает?
- Почему сердце стучит?
- Куда кровь попадает из сердца?
- Как называется система состоящая из сердца и сосудов?
Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок Фронтальная, индивидуальная работа Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООПДО)
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки - Ребята, вы молодцы.
- Трудно было разобраться, что такое сердце и зачем оно нам?
- Как вы думаете мы помогли Железному Дровосеку?
- Где еще вам могут пригодится знания о сердце человека? Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки