Чиркова Джулия
«Сенсорное развитие детей среднего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
"Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба". Фридрих Фребель, 1806 г.
Актуальность. Сенсорное развитие ребенка — это своевременное и правильное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.
Публикация «„Сенсорное развитие детей среднего возраста с использованием игрового набора „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
От сенсорного развития детей зависит успешность умственного, нравственного и эстетического воспитания, то есть насколько ребенок слышит, видит и осязает окружающее.
В данное время реализуется новая система дошкольного воспитания, идет поиск альтернативных и неординарных путей. Внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего вoзраста и рoли сенсорного воспитания в процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.
Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста определяется необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.
Ведь давно уже доказано педагогами и психологами, что возраст 4–5 лет называют возрастом «почемучек». Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок должен обратиться к процессу мышления. Игры с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля», позволяют решать разнообразные образовательные задачи. У детей развиваются: мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-исследовательская деятельность, формируются элементарные математические умения.
Цель: накопление представлений у детей среднего дошкольного возраста о цвете, форме и величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.
Задачи
- Способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;
-Формировать сенсорные навыки и предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширять кругозор.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сенсорного развития детей среднего возраста в области восприятия формы, цвета и величины. Формирования целостного образа предмета, ориентировка в пространстве и его восприятие, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.
Для систематизации работы по теме был составлен перспективный план работы с детьми.
Месяц Сентябрь
Содержание работы с детьми
1.«Занимательные дары» (Знакомство с дидактическим набором «Дары Фребеля», разнообразием содержания 14 даров)
2.«В мире фигур» (Знакомство дошкольников с разнообразием геометрических фигур (цвет форма, величина). Учить называть геометрические фигуры с учетом их характеристических особенностей.). Набор 7.
3.«Загадочные цепочки» (Упражнять в выкладывании последовательности чередующихся геометрических фигур, определяя закономерность чередования. Упражнять в правильном назывании геометрических фигур: красный треугольник, синий круг и т. д.).
Набор 7.
«Похоже, да не то же» (Знакомство с геометрической фигурой «треугольник», с разнообразием видов треугольников: разносторонний, равносторонний и др. Упражнять в определении вида треугольника, в группировке треугольников по заданному признаку, в выделении из группы треугольников одного, отвечающего определенным требованиям). Набор 7.
Работа с родителями
Использование различных форм: беседы, консультации, круглые столы, родительские собрания, рекомендации для родителей и другие.
анкетирование родителей на тему: «Значение конструирования в развитии ребенка».
Пополнение развивающей среды
Изучение методической литературы по данной теме.
Набор даров.
Октябрь
Содержание работы с детьми
1.«Круглое-округлое» (Знакомство дошкольников с геометрической фигурой «круг» и ее свойствами. Упражнять в умении находить к окружающей предметной среде предметы круглой формы: часы, коврик, столешница и др. Формировать представления детей о том, что у предметов круглой формы есть сходства и различия, учить определять и называть их). Набор 7.
2.«Шар и круг» (Знакомство дошкольников с кругом как с плоскостным изображением предметов круглой формы. Упражнять в составлении взаимнооднозначных пар шар-круг, круг-шар с сохранением цветового признака). Наборы №№ 1, J1, 7.
«Разноцветные мячи» (Знакомство дошкольников с геометрической фигурой «полукруг». Формирование представлений дошкольников о том, что круг – это геометрическая фигура, которую можно составить из двух полукругов, что двухцветный мяч на плоскости можно изобразить, используя два полукруга соответствующих цветов.
3. Упражнять в изображении на плоскости предметов круглой формы составляя круги из полукругов соответствующих цветов). Набор 7.
«Бусы и схемы» (Упражнять детей в составлении последовательностей кругов разного цвета, используя круги и полукруги. Упражнять в собирании бус в соответствии с плоскостной цепочкой кругов.)
Работа с родителями
Проведение анкетирования для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
Пополнение развивающей среды
Картинки предметов круглой формы.
Набор 7
4. Наборы №№ 1, J1, 7.
Разноцветные мячи разной формы.
схемы собирания узоров.
Ноябрь. Содержание работы с детьми
1.«Фигура с четырьмя углами» (Формирование представлений дошкольников о геометрической фигуре «четырехугольник» и его свойствами. Упражнять в умении находить в окружающей предметной среде находить предметы четырехугольной формы. Упражнять в умении подбирать максимально подходящий четырехугольник для изображения реального предмета, объясняя свой выбор). Набор 7.
2.«Треугольники и четырехугольники» (Формирование представлений детей о сходствах и различиях геометрических фигур «треугольник» и «четырехугольник». Формировать представления детей о том, что любой четырехугольник можно разделить на два треугольника и из двух треугольников, имеющих по одной одинаковой стороне можно составить четырехугольник. упражнять в получении четырехугольников из треугольников, обращая внимание дошкольников на случаи, когда это сделать невозможно). Набор 7.
3.«Квадрат-куб» (Формирование представлений детей о том, что квадрат – это графическое изображение куба. Упражнять в умении находить в окружающей обстановке предметы кубической формы, создавая цепочки «предмет-куб-квадрат» с максимальным характеристическим сходством). Наборы №№ 7, J1.
«Бусы и схемы» (Упражнять дошкольников в составлении схем для бус, используя круги и квадраты разных цветов. Упражнять в собирании бус, где геометрические тела соответствуют геометрическим фигурам схем.) №№ 7, J1.
Работа с родителями
Папка-передвижка "Дары Фребеля: что, зачем и почему"
Пополнение развивающей среды
Картинки предметов прямоугольной и треугольной формы.
набор 7
Наборы №№ 7, J1.
Декабрь. Содержание работы с детьми[/b]
1.«Ее величество Точка» (Знакомство дошкольников с понятием «точка», ее графическим изображением. Упражнять в составлении цепочек, состоящих из точек разных цветов с определенным чередованием. Упражнять в продолжении логических цепочек, соблюдая закономерность чередования и комментируя свои действия (одна желтая точка, три синие точки, две красные точки и т. д.). Наборы №№ 10, J2.
2.«Точки-мозаики» (Упражнять дошкольников в составлении простых мозаичных изображений (цветок, солнце) по схемам-образцам, используя «точки» и круги.). Наборы №№ 7, 10, J2.
«Новогодняя ель» (Формирование представлений дошкольников, что с помощью геометрических фигур можно изобразить на плоскости предметы и объекты окружающей действительности на примере изображения ели их треугольников разной величины. Упражнять в умении дополнять изображение деталями. (гирлянда из точек разного цвета, елочные шары из точек разного цвета). Наборы №№ 7, 10, J2.
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Знакомство с «Дарами Фрёбеля».
Пополнение развивающей среды
3. Наборы №№ 10, J2.
Магнитная мозайка с карточками.
Схемы с ритмическим чередованием точек разных цветов.
Наборы №№ 7, 10, J2.
Январь. Содержание работы с детьми[/b] [/b]
1.«Мир предметов вокруг нас» (Формирование представлений дошкольников о том, что предметы, окружающие нас можно изобразить на плоскости, используя геометрические фигуры в разных комбинациях на примере изображения простых предметов и объектов: гриб, цветок, дом и др.) Наборы №№ 7, 10
2.«Разгадай загадку» (Упражнять дошкольников в изображении простых предметов с помощью геометрических фигур. Упражнять в умении рассказывать об изображенном объекте и геометрических фигурах, используемых для изображения) Наборы №№ 7, 10
«Нет фигуры – не беда!» (Упражнять дошкольников в предметных изображениях из геометрических фигур, осуществляя замены (круг из двух полукругов, четырехугольник из двух треугольников, используя проблемную ситуацию (нет кругов, чтобы изобразить круг). Наборы №№ 7, 10.
Фотовыставка "Мы знаем, что такое "Дары Фребеля""
Работа с родителями
Пополнение развивающей среды
Наборы №№ 7, 10
Февраль. Содержание работы с детьми[/b] [/b][/b]
1.«На лесной опушке» (Формировать представления детей о вариативном изображении покрова земли: трава, опавшие листья, снег, используя разнообразный конструктивный материал (точки, короткие палочки, полукольца и др.). Упражнять в выкладывании дорожек из разного материала с возможным чередованием, комментируя в речи характеристические свойства используемого материала). Наборы № 7, 8, 9, 10.
2.«Солнышко лучистое» (Формировать представления детей о вариативном изображении солнца, используя разные геометрические фигуры (круг-точки, круг-короткие палочки, круг-длинные палочки, поясняя, что в разное время года солнце можно изображать по-разному. Упражнять дошкольников в изображении солнца из геометрических фигур, ориентируясь при расположении на рабочей поверхности (правый верхний угол, левый верхний угол, центр и т. д.).) Наборы №№ 7, 10, 8.
3.«Такие разные деревья» (Формировать представления дошкольников о вариативном изображении хвойных и лиственных деревьев, используя разнообразный конструктивный материал для подчеркивания особенностей изображаемого дерева: треугольники и палочки для изображения елей, палочки, точки, полукруги и полукольца разных цветов для изображения лиственных деревьев. Упражнять в получении симметрии при изображении.) Наборы № 7, 8, 9, 10.
«Снеговичок» (Упражнять детей в создании простого сюжета (снеговик, солнце, снег на земле). Учить правильно располагать изображаемые объекты, ориентируясь в пространстве рабочей поверхности (индивидуальные планшеты из фетра).
Работа с родителями
Проведение мастер-класса для родителей «Использование даров Фрёбеля для сенсорного развития детей среднего возраста».
Пополнение развивающей среды
4. Наборы № 7, 8, 9, 10.
Картинки с изображение солнца в разных вариантах.
Наборы №№ 7, 10, 8.
Картинки деревьев и кустарников
Март. Содержание работы с детьми
1.«Подснежник на проталинке» (Учить создавать изображение подснежника, используя разнообразные геометрические фигуры: полукруги, палочки, точки. Упражнять дошкольников в дополнении изображения деталями для получения простого сюжета: сочетание разнообразного материала для изображения снега и проталинок, изображение солнца.) Наборы № 7, 8, 9, 10.
2.«Букет для мамы» (Формировать представления дошкольников о разнообразных способах изображения одного и того же цветка с помощью разных геометрических фигур. Учить изображать цветы, используя разнообразный конструктивный материал, соотнося изображаемый объект с его сконструированным аналогом. Стимулировать речевую активность дошкольников в процессе обсуждения сконструированного изображения.). Наборы № 7, 8, 9, 10.
3.«Домик для скворца» (Учить дошкольников создавать изображение предмета, имеющего простую геометрическую форму. Формировать представление детей о том, что большой прямоугольник может состоять из нескольких более мелких прямоугольников, круг может состоять из двух полукругов одного размера.) Набор № 7.
«Птички-невелички» (Обучать детей способам изображения птиц, используя разные геометрические фигуры для подчеркивания характерных особенностей разных видов птиц. Упражнять в самостоятельном изображении птиц с рассказом об использованном конструктивном материале при изображении деталей птицы). Наборы № 7, 10.
Работа с родителями
проведение лего-квестов «Конструируем вместе». Лего-квесты позволяют в ходе выполнения заданий, более подробно знакомиться с робототехникой, позволяют родителям демонстрировать свои теоретические и практические способности, а самое главное преимущество заключается во взаимодействии родителей со своими детьми и друг с другом.
Пополнение развивающей среды
Наборы № 7, 8, 9, 10
Картинки с изображением весны, весенних явлений природы.
Апрель. Содержание работы с детьми
1.«Веселый человечек» (Формировать представления дошкольников о различных способах изображения человека. обращать внимание детей о возможностях дополнять изображение разнообразными деталями) Наборы № 7, 8, 9, 10.
2.«Грузовик» (Обучать дошкольников способам изображения грузовых машин, обращая внимание детей на названия частей грузовика и возможность изображения их разными способами. Продолжать учить дошкольников рассказывать о последовательности выполнения своей работы, о геометрических фигурах, используемых в работе.) Наборы № 7, 8, 9, 10.
3.«Ракета» (Формировать представления детей о способах изображения ракеты с помощью геометрических фигур, о возможности сочетания одних фигур для получения другой геометрической фигуры. Продолжать учить дошкольников рассказывать о последовательности выполнения своей работы, о геометрических фигурах, используемых в работе.) Наборы № 7, 8, 9, 10.
«Автобус» (Обучать дошкольников способам изображения автобуса, обращая внимание детей на названия частей автобуса и возможность изображения их разными способами. Обращать внимание детей на сходства и различия при изображении грузовика и автобуса. Продолжать учить дошкольников рассказывать о последовательности выполнения своей работы, о геометрических фигурах, используемых в работе.) Наборы № 7, 8, 9, 10.
Работа с родителями
Круглый стол. Обмен мнениями "Мое отношение к дидактическому материалу "Дары Фребеля""
Май. Содержание работы с детьми
1.«Барышня» (дымковская игрушка) (Упражнять детей в создании декоративного изображения с использованием «Даров Фребеля», располагая детали (кольца, круги, точки, палочки) разных цветов на плоскостном силуэте барышни. Добиваться максимального сходства с оригинальной игрушкой при выполнении работы). Наборы № 7, 8, 9, 10.
2.«Декоративный поднос» (Упражнять дошкольников в создании декоративного узора с помощью геометрических фигур, стараясь придерживаться правила симметричного изображения. Стимулировать речевую активность детей при рассказе последовательности выполнения работы. Закреплять названия геометрических фигур, используемых при работе.) Наборы № 7, 8, 9, 10.
«Укрась салфетку» (Упражнять детей в создании простого декоративного узора из геометрических фигур, рассказывая о последовательности выполнения работы и правильно называя использованные геометрические фигуры. Упражнять в замене геометрических фигур их составными частями) Наборы №№ 7, 10.
Работа с родителями
Отчет о работе в виде презентации.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
2. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».