МААМ-картинки

Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного совершенствования

Катерина Киракосян
Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного совершенствования
▼ Скачать + Заказать документы

Образование и воспитание – ключевые позиции, от которых зависит будущее, как конкретного человека, так и целого поколения.

Во все времена все народы уделяли именно этим сферам особое внимание. От того, что положено в основу этих процессов, зависит не только успешность конкретной педагогической деятельности, но и успешность, благосостояние и нравственность целых государств. Ведь «истинная мысль – источник всех благ, а мысль ложная – источник ошибочной деятельности», причём во всех сферах государства».

Темочки:

В семейно- бытовой речи, в слове проявляется внутренняя духовная жизнь семьи. На наш взгляд, ошибочно мнение о том, что в стенах своего дома можно говорить всё, что вздумается, вести себя вольно, и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Даже в трудах доктора педагогических наук Н. В. Маслова сказано: «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам» [1].

В семье идет непрерывное общение между её членами. Возникает вопрос: существуют ли наиболее общие правила, какой должна быть речь в семье, какие темы следует обсуждать, а от каких нужно уберечь себя и своих детей, чтобы не навредить душевному миру ни ребенка, ни взрослого? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде ответим на другой: для чего человеку дан язык?

Святитель Иоанн Златоуст писал: «для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего» [2]. То есть, слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью.

Человек несет огромную ответственность за выбор произносимых им слов и в семье, и в других кругах общения. «Слово, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему» [3]. Поэтому родители должны не только научить этому детей, но совершенно необходимо, чтобы они руководствовались этим знанием.

Говоря о значимости речи в жизни семьи, необходимо отметить несколько аспектов, определяющих направление педагогических усилий всех её членов. В семейном общении дети воспринимают и усваивают не только обсуждаемые родителями другими взрослыми темы, но и запоминают слова и обороты речи, которые при этом употребляются. Даже те чувства, которыми взрослый сопровождает свою речь, становятся достоянием ребенка. В результате детьми могут приобретаться или любовь к людям, снисходительное отношение к слабым, или гневливость, зависть и др. Своей речью мы можем либо учить своих детей добродетелям, либо прививать им сквернословие в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.

Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает слова, описывающие богатство высоких состояний человеческой души (честь, достоинство, милосердие, кротость, благородство и т. д.) Оттого видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современного человека. В семье обязательно нужно развивать интерес ребенка к указанным духовно-нравственным понятиям.

Богатство языка свидетельствует и о богатстве внутреннего мира человека. Следовательно, помогая детям обогащать свой словарный запас, взрослый способствует и обогащению их внутренне жизни.

Язык говорит о богатстве души народа, который его сформировал. Духовность и нравственность русского народа, стремление к святости выразилось в его языке, он является хранилищем не только практического, но и духовного опыта. Очень важно в деле духовно-нравственного воспитания сохранить богатство языка, а значит и богатство внутренних состояний.

На наш взгляд, большое значение при общении в семье имеет также интонация. Иногда педагогическая ошибка может заключаться не только в неправильно выбранных словах, сколько в ошибочной интонации, которая во многом определяется именно внутренним состоянием говорящего. Интонация неизменно сопровождает слово, а значит, ребенок усваивает не только содержание, но и чувства, с которым произносится это слово. Поэтому необходимо тщательно следить за теми интонациями, которые приняты в семье.

Современные представления о коммуникативных качествах речи включают такие требования, как ясность, точность, уместность, логичность и выразительность [4].

Отсюда можно выделить следующие требования к речи ребенка:

1. Говорить осознанно, только то, что понимаешь.

2. Сначала думать, потом говорить.

3. Не говорить, пока тебя не спрашивают.

Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать следующий вывод: своей речью, мы можем либо учить детей добродетелям, либо передавать им пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.

Список литературы:

[1] – И. Б. Голуб. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие. М., 2001.

[2] – Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 18 на послание к Евреям. Т. 12. Ч. 1.

[3] – Иоанн (Маслов, Избранные письма и проповеди. М., 2004. С. 162.

[4]- Иоанн (Маслов, Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С. 265.

Публикации по теме:

Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность».

Игра как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей Сообщение на тему: «Игра - как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей». Воспитатель: Поповец И. В. Игра в.

Рукописная семейная книга как средство-социально-нравственного воспитания Рукописная семейная книга как средство социально-нравственного воспитания. В соответствии с ФГОС ДО утв. приказом Минообрнауки России от17.10.2013г.

Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии Большой интерес у детей вызывают игры-драматизации, которые позволяет за короткий промежуток времени разучить и представить на «суд» зрителей.

Использование логоритмических упражнений как эффективное средство совершенствования общей и мелкой моторики Использование логоритмических упражнений как эффективное средство совершенствования общей и мелкой моторики. Младшая группа. 1. Массаж.

Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство совершенствования мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Ученые – физиологи доказывают, что тренировка пальцев.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Метод проектов как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, семьи, государства МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста Нравственное воспитание детей формируется с помощью различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного совершенствования
Опубликовано: 5 января 2018 в 22:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного совершенствования» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Киракосян (УИ 203623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД