Катерина Киракосян
Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного совершенствования
▼ Скачать + Заказать документы
Образование и воспитание – ключевые позиции, от которых зависит будущее, как конкретного человека, так и целого поколения.
Во все времена все народы уделяли именно этим сферам особое внимание. От того, что положено в основу этих процессов, зависит не только успешность конкретной педагогической деятельности, но и успешность, благосостояние и нравственность целых государств. Ведь «истинная мысль – источник всех благ, а мысль ложная – источник ошибочной деятельности», причём во всех сферах государства».
Темочки:
В семейно- бытовой речи, в слове проявляется внутренняя духовная жизнь семьи. На наш взгляд, ошибочно мнение о том, что в стенах своего дома можно говорить всё, что вздумается, вести себя вольно, и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Даже в трудах доктора педагогических наук Н. В. Маслова сказано: «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам» [1].
В семье идет непрерывное общение между её членами. Возникает вопрос: существуют ли наиболее общие правила, какой должна быть речь в семье, какие темы следует обсуждать, а от каких нужно уберечь себя и своих детей, чтобы не навредить душевному миру ни ребенка, ни взрослого? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде ответим на другой: для чего человеку дан язык?
Святитель Иоанн Златоуст писал: «для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего» [2]. То есть, слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью.
Человек несет огромную ответственность за выбор произносимых им слов и в семье, и в других кругах общения. «Слово, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему» [3]. Поэтому родители должны не только научить этому детей, но совершенно необходимо, чтобы они руководствовались этим знанием.
Говоря о значимости речи в жизни семьи, необходимо отметить несколько аспектов, определяющих направление педагогических усилий всех её членов. В семейном общении дети воспринимают и усваивают не только обсуждаемые родителями другими взрослыми темы, но и запоминают слова и обороты речи, которые при этом употребляются. Даже те чувства, которыми взрослый сопровождает свою речь, становятся достоянием ребенка. В результате детьми могут приобретаться или любовь к людям, снисходительное отношение к слабым, или гневливость, зависть и др. Своей речью мы можем либо учить своих детей добродетелям, либо прививать им сквернословие в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.
Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает слова, описывающие богатство высоких состояний человеческой души (честь, достоинство, милосердие, кротость, благородство и т. д.) Оттого видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современного человека. В семье обязательно нужно развивать интерес ребенка к указанным духовно-нравственным понятиям.
Богатство языка свидетельствует и о богатстве внутреннего мира человека. Следовательно, помогая детям обогащать свой словарный запас, взрослый способствует и обогащению их внутренне жизни.
Язык говорит о богатстве души народа, который его сформировал. Духовность и нравственность русского народа, стремление к святости выразилось в его языке, он является хранилищем не только практического, но и духовного опыта. Очень важно в деле духовно-нравственного воспитания сохранить богатство языка, а значит и богатство внутренних состояний.
На наш взгляд, большое значение при общении в семье имеет также интонация. Иногда педагогическая ошибка может заключаться не только в неправильно выбранных словах, сколько в ошибочной интонации, которая во многом определяется именно внутренним состоянием говорящего. Интонация неизменно сопровождает слово, а значит, ребенок усваивает не только содержание, но и чувства, с которым произносится это слово. Поэтому необходимо тщательно следить за теми интонациями, которые приняты в семье.
Современные представления о коммуникативных качествах речи включают такие требования, как ясность, точность, уместность, логичность и выразительность [4].
Отсюда можно выделить следующие требования к речи ребенка:
1. Говорить осознанно, только то, что понимаешь.
2. Сначала думать, потом говорить.
3. Не говорить, пока тебя не спрашивают.
Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать следующий вывод: своей речью, мы можем либо учить детей добродетелям, либо передавать им пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.
Список литературы:
[1] – И. Б. Голуб. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие. М., 2001.
[2] – Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 18 на послание к Евреям. Т. 12. Ч. 1.
[3] – Иоанн (Маслов, Избранные письма и проповеди. М., 2004. С. 162.
[4]- Иоанн (Маслов, Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С. 265.