Расстригина Елена
Консультация «Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ 77
РАССТРИГИНА ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
Сборник заданий
по формированию навыков читательской грамотности
Город Шахты
2023 год
ОТ АВТОРА
• Смысловое чтение – осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей : • процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных и художественно-эстетических задач.
Публикация «Консультация „Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности“» размещена в разделах
• Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, позволяющее использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных учебных задач; общение с художественной, познавательной и другой книгой.
Методические рекомендации для родителей и педагогов
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Чтение в годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души
В. Сухомлинский
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)
Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Задание 1
Читательское умение :
«Найди и назови»
Цель: развитие зрительного восприятия, способности к целостному восприятию формы предметов.
Материалы: карточки с изображениями.
Ход: детям предъявляют карточки с 3–5 контурными изображениями (предметов или геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
Задание 2
Читательское умение :
«Спрятанные изображения»
Цель: развитие способности к целостному восприятию и соотнесению частей цифр и букв и предметных изображений.
Материалы: карточки с изображениями по количеству детей.
Ход: детям предъявляют карточки с фигурами, состоящими из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
Примечание: можно раздать две разные карточки на парту. Можно предложить детям проверить друг у друга выполнение задания.
Задание 3
Читательское умение :
«Что за зверь?»
Цель: развитие зрительного восприятия, способности к целостному восприятию формы предметов.
Материалы: карточки с черно-белыми изображениями зверей, карандаши.
Ход: детям предъявляют карточки. Необходимо рассмотреть картинку, сосчитать и назвать всех животных, которых удалось увидеть. При необходимости можно закрасить животных разными цветами.
1.
Задание 4
Читательское умение :
«Поиск отличий в сходных изображениях»
Цель: развитие концентрации внимания и восприятия.
Материалы: парные картинки с отличиями, или презентация с ними, если кабинет оборудован ИКТ.
Ход: детям предлагается внимательно посмотреть на картинки в течение минуты, а затем назвать количество найденных отличий.
Примечание: после того, как все желающие озвучили результат можно начать проверку отличий, выведя большие изображения картинок на экран.
Задание 5
Читательское умение :
«Нарисуй фигуры»
Цель: развитие восприятия пространственного расположения предметов и глазомера.
Материалы: цветные карандаши и бумага в клетку.
Ход: детям предлагается на листе бумаги в клетку нарисовать под диктовку геометрические фигуры там, где укажет педагог.
«В центре листа - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание выполняется последовательно.
Примечание: можно усложнять задание, добавляя в инструкцию ещё один признак геометрической фигуры - цвет.
Литература:
1. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, составитель Н. В. Нищева // Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014
2. Л. М. Гурович «Ребенок и книга» // Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014
3. Как привить ребенку любовь к чтению: 10 заповедей родителя
4. Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя