Приложение МААМ

Консультация «Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности»

Расстригина Елена
Консультация «Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ 77

РАССТРИГИНА ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Сборник заданий

по формированию навыков читательской грамотности

Город Шахты

2023 год

ОТ АВТОРА

• Смысловое чтение – осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей : • процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных и художественно-эстетических задач.

Публикация «Консультация „Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности“» размещена в разделах

• Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, позволяющее использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных учебных задач; общение с художественной, познавательной и другой книгой.

Методические рекомендации для родителей и педагогов

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Чтение в годы детства – это, прежде всего,

воспитание сердца, прикосновение

человеческого благородства

к сокровенным уголкам детской души

В. Сухомлинский

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)

Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Задание 1

Читательское умение :

«Найди и назови»

Цель: развитие зрительного восприятия, способности к целостному восприятию формы предметов.

Материалы: карточки с изображениями.

Ход: детям предъявляют карточки с 3–5 контурными изображениями (предметов или геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

Задание 2

Читательское умение :

«Спрятанные изображения»

Цель: развитие способности к целостному восприятию и соотнесению частей цифр и букв и предметных изображений.

Материалы: карточки с изображениями по количеству детей.

Ход: детям предъявляют карточки с фигурами, состоящими из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Примечание: можно раздать две разные карточки на парту. Можно предложить детям проверить друг у друга выполнение задания.

Задание 3

Читательское умение :

«Что за зверь?»

Цель: развитие зрительного восприятия, способности к целостному восприятию формы предметов.

Материалы: карточки с черно-белыми изображениями зверей, карандаши.

Ход: детям предъявляют карточки. Необходимо рассмотреть картинку, сосчитать и назвать всех животных, которых удалось увидеть. При необходимости можно закрасить животных разными цветами.

1.

Задание 4

Читательское умение :

«Поиск отличий в сходных изображениях»

Цель: развитие концентрации внимания и восприятия.

Материалы: парные картинки с отличиями, или презентация с ними, если кабинет оборудован ИКТ.

Ход: детям предлагается внимательно посмотреть на картинки в течение минуты, а затем назвать количество найденных отличий.

Примечание: после того, как все желающие озвучили результат можно начать проверку отличий, выведя большие изображения картинок на экран.

Задание 5

Читательское умение :

«Нарисуй фигуры»

Цель: развитие восприятия пространственного расположения предметов и глазомера.

Материалы: цветные карандаши и бумага в клетку.

Ход: детям предлагается на листе бумаги в клетку нарисовать под диктовку геометрические фигуры там, где укажет педагог.

«В центре листа - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание выполняется последовательно.

Примечание: можно усложнять задание, добавляя в инструкцию ещё один признак геометрической фигуры - цвет.

Литература:

1. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, составитель Н. В. Нищева // Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014

2. Л. М. Гурович «Ребенок и книга» // Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014

3. Как привить ребенку любовь к чтению: 10 заповедей родителя

4. Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок»Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок» АктуальностьПоступление ребенка в школу, всегда волнующий момент. Все, без исключения, ждут «успешности» в обучении. Сегодня установлено,.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Фотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом ДаунаФотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна Формирование навыков самообслуживания. У детей с синдромом дауна наблюдаются проблемы с моторикой, навыками самообслуживания,.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Презентация к проекту в 4 классе «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий»Презентация к проекту в 4 классе «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий» Наука математика появилась еще в древние времена, когда возникла необходимость счета, измерения и сравнения предметов. Сначала для этого.

Проект «Математика вокруг нас: составляем сборник математических задач и заданий», выполненный учащимися 4 классаПроект «Математика вокруг нас: составляем сборник математических задач и заданий», выполненный учащимися 4 класса Математика всюду! Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг и газет, номерах машин, на телефонах. Числа.

Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист»Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Конспект занятия по формированию графических навыков «Маша идёт в школу» Конспект занятия по формированию графических навыков «Маша идёт в школу» Программное содержание: • Продолжать формировать готовность детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 14:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сборник заданий по формированию навыков читательской грамотности»» (включая файлы) размещена пользователем Расстригина Елена (УИ 2475890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД