Александра Капустина
Самомассаж как игра
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние время наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая громкая музыка, а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Публикация «Самомассаж как игра» размещена в разделах
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
У детей дошкольного возраста в основном конкретно - образное мышление. Поэтому содержание и ритм стихотворных текстов, используемых в упражнениях, наиболее приближен к характеру самого движения, чтобы в воображении ребенка возникал конкретный образ.
Поэтому применение самомассажа на занятиях физической культурой наилучшим образом влияет на формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Разработаны 3 комплекса упражнений самомассажа.
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
3. Самомассаж пальцев рук.
САМОМАССАЖ ТЫЛЬНОЙ СТОРОНЫ КИСТЕЙ РУК.
1. Действия производятся подушечками четырех пальцев, которые ставятся у оснований пальцев тыльной стороны руки которую массируют, и попеременными движениями вперед- назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу.
УТЮГ.
Ехал утюг по рубашке.
Рубашка была в ромашку.
Утюг на цветы засмотрелся,
Размечтался и загорелся.
2. Ребром ладони дети имитируют «разрезание» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на скамейке, дети сидят.
ПИЛА.
Пила распилит все подряд:
Деревья, доски, бревна…
У ней зубов железный ряд -
Блестящих, острых, ровных.
Ей зубы не затем даны,
Чтоб мило улыбаться,
А для того они нужны,
Чтоб в дерево вгрызаться!
Пила звенит, пила поет,
Туда-сюда она снует.
Что в зубы острые возьмет -
То на две части разжует
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
3. Основанием кисти делается вращательные движения в сторону мизинца.
ТЕСТО.
Тесто месим, тесто мнем,
И на стол его кладем,
Много будет пирогов
И с капустой, и картошкой
Может даже и с морошкой.
Позови своих друзей,
Угостим весь мир скорей!
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на скамейке или на колени, дети сидят. Поглаживание.
МАМА.
По головке мама гладит Сына-деточку.
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позывай!
5. Выступающими костями сжатых пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки.
ТЕРКА.
Дружно маме помогаем,
Теркой все мы натираем,
Вместе с мамой варим суп,
Вкусно будет тут как тут!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение закручивание, на ладони массируемой руки.
ДРЕЛЬ.
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка – непоседа
В стенке дырочку грызет!
САМОМАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК.
1. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипчиками», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
КЛЕЩИ.
Молодой кузнец Никита
Клещи длинные берёт.
У клещей, гляди, открытый,
Как у старой щуки, рот.
И кузнец клещами в пламя
Лезет, уголь ворошит;
Он из пламени клещами
Что-то вытащить спешит.
Раскалённую подкову
Зажимает щучий рот.
В таз с водою родниковой
Остудить её кладёт.
И шипит в воде подкова,
Остывает наконец.
Подводи коня лихого!
Подкуёт его кузнец.
2. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
ПРУЖИНКА.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
3. Движение, как при растирании замерших рук.
МОРОЗКО.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй -
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший - любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ.
1. Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
ДЯТЕЛ
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.
2. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
КРОЛИКИ
Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.
Примечание. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.