Гузяль Зарипова
Игровой самомассаж в режиме дня ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности работников дошкольного образования по вопросу использование приемов игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения массажа
2. Ознакомление с разнообразными приемами самомассажа, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Отработать данные приемы в процессе мастер класса.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Материалами для выполнения творческой работы:
Публикация «Игровой самомассаж в режиме дня ДОО» размещена в разделах
Массажные шарики Су-джок, эластичные кольца Су-джок, массажный коврик «травка», шестигранные карандаши, горох, фасоль, «Сухие бассейны»
небольшие емкости с сыпучим материалом (фасоль, крышки, еловые шишки, горох и т. д., воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки, крахмал и др).
Ход мастер-класса:
1 слайд.
Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня:
Игровой самомассаж в режиме дня ДОО
2 слайд.
Из истории
Массаж как вид врачевания возник еще до нашей эры. В исторических летописях было найдено первое упоминание массажных приемов растирания, разминания еще за 20 веков до нашей эры. В то время массаж применяли исключительно с лечебной целью.
Массаж активно развивался по всему миру. Так сведения о применении различных массажных приемов дошли к нам по манускриптам, летописям и рисункам из Древней Японии, Индии, Кореи, Греции, Египта, Рима, Киевской Руси.
Египетские фараоны считали, что массаж способен сохранить вечную красоту тела. Вместе с растиранием и разминанием они применяли различные масла и смеси (рис. 1).
В Древней Индии врачеватели применяли различные массажные техники для лечения своих пациентов (рис. 2)
Славяне применяли массажные техники в парилках, банях, в обычном быту
(рис 3)
Древние греки внедрили массаж во все сферы жизни. В школах и гимназиях массаж преподавался как отдельный предмет (рис. 4)
Сегодня массаж применяется в современных клиниках как дополнительное средство реабилитации, лечения, восстановления.
3 слайд.
Виды массажа:
• Восточный массаж
• С момента возникновения культур и их развития азиатские народы уделяли большое внимание и телу, и душе (рис. 1)
• Испанский массаж. В основном применяется для лица и шеи (рис. 2)
• Финский массаж. Используется для разминания затекших от длительной неподвижности конечностей – рук или ног (рис. 3)
• Шведский массаж. Массаж заключается в сильном надавливании подушечками и костяшками пальцев на различные участки кожи (рис. 4)
4 слайд.
В наше время используется и необычные виды массажа, вот некоторые из них:
• Массаж лица и области декольте улитками (рис. 1)
Слоновий массаж. Слон был обучен массажу, в Таиланде (рис. 2)
Массаж маленькими рыбками гарра руфа
• Последнее время этот вид массажа стал очень популярным не только в Азии, но и в России (рис. 3)
• Экзотический массаж змеями, конечно же, такой массаж проводится при помощи неядовитых змей, которые не могут нанести вред человеку (рис. 4)
В чем же секрет долголетия массажа?
По-видимому в его простоте и естественности. Мы, например, не думая о массаже, гладим человека. А ведь это, по сути дела, простейший массажный прием, который и называется - "поглаживание".
Слайд 5.
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов
Именно поэтому нам, приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, другим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам в нашей группе, происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажами сказки, развлечения, путешествия. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа
Игровой самомассаж способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств, развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.
6 слайд.
При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:
1. Поглаживание (рис. 1)
2. Растирание (рис. 2)
3. Пиление (рис. 3)
3. Разминание (рис. 4)
4. Поколачивание
5. Пощипывание
7 слайд
При упражнении пальцев рук мы применяем такие приемы как:
1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2. растирание пальцев одной руки пальцами другой;
8 слайд.
С целью профилактики плоскостопия выполняем упражнения для стоп:
1. Различные виды ходьбы
2. Ходьба по массажным коврикам (рис. 1)
3. Катание стопами различных предметов:
гимнастическая палка (рис 2)
массажный мяч (рис. 3)
4. Используем стельки для обуви (рис 4)
9 слайд
В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Вот уже два года в своей работе по коррекции и развитию речи детей мы успешно использую су-джок терапию.
Су-джок терапия – это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины.
Целью данной терапии является:
- нормализация мышечного тонуса рук («су») и ног («джок»)
- стимуляция речевых областей коры головного мозга.
10 слайд.
Сухомлинский В. А. говорил, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», поэтому в своей работе с детьми мы, активно используем приемы су-джок терапии в качестве массажа для развития мелкой моторики.
Детям очень нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи
Достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители дома.
Для создания позитивного отношения к упражнениям в своей работе используем музыкальное сопровождение, которые создают дошкольникам весёлое общение.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и выполнить со мной ряд упражнений.
11 слайд
Массаж шариком (выполняем движения шариком, в соответствии с текстом)
Сказка про «Маленького Ёжика»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
12 слайд
Массаж пальцев эластичным кольцом.
(поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, по изучаемой теме недели, например, «Транспорт»)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай -
О них ты на улице не забывай.
(поочередно надевать колечко на пальцы правой руки)
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
13 слайд
Часто в своей работе мы используем массажный коврик «травка».
Самомассаж с помощью коврика «Травка» не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе (рис 2)
Упражнение «Зайки»- это занимательно и интересно, так как сопровождается стихотворением.
На полянке, на лужайке (отрывистые движения кончиками пальцев)
Целый день скакали зайки.
И катались по траве (перекаты от ладошки к пальчикам и наоборот)
От хвоста и к голове.
Мимо змеи проползали, (ребром руки изображаем ползущую змею)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать (поочередно каждой рукой гладим коврик)
Всех зайчат зайчиха мать.
14-15 слайд
Еще проводим самомассаж с использованием предметов
- с помощью бельевой прищепки (рис. 1,
шишек, шестигранных карандашей (рис. 2,
бумаги (рис. 3,
ковриков (рис. 4,
фасоли (рис. 5,
колючим массажным мячиком (рис. 6) и т. д.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Покатаю я в руках
бусинки-горошки,
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки!
16 слайд
С целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины проводим:
1. Игровые упражнения «Поезд», «Барабан»и др. (рис. 1)
2. Упражнения с гимнастическими палками (рис. 2)
3. Перекатов на спине, «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
Жучки, паучки (рис. 3.4)
17 слайд.
При помощи родителей были сделаны «Сухие бассейны» Это небольшие емкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т. д.). Опустив кисти рук в “сухой бассейн”, дети помешивают горох или фасоль, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:
“Мы тесто месили, месили, месили
Нас тщательно все помесить попросили,
Но сколько не месим и сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем!
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль,
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей!
18-19 слайд.
Шары-шалуны
Воздушные шары с наполнителем (фасоль, песок, мука, соль, камушки); способствуют развитию тактильных ощущений, стимулируют нервные окончания.
20 слайд
Известный русский врач и писатель, В. Вересаев так оценивал здоровье:
«…с ним ничего не страшно,
никакие испытания,
его потерять - значит потерять все…»
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Спасибо за внимание!