Мария Тарасова
Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».
В настоящее время актуальным является проблема приобщения молодого поколения к национальной культуре, что трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки; а так же народные игры, в которые радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Публикация «Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Народные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически.
Народные игры для дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком; они приближают ребенка к прекрасному, в естественной форме ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству, развивают нравственные качества: честность, справедливость, выдержку, дисциплину и товарищество.
Вовлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми.
К сожалению, многие народные игры для дошкольников сегодня почти исчезли из детства, в большинстве случаев мы идем по наиболее простому пути в нашей работе - отдаем предпочтение современным играм под современные аудиозаписи, с движениями, которые нам диктует время и мода. Что не есть правильно. В своей работе я с большим интересом использую народные игры, они присутствуют в каждом досуге и утреннике, так же педагоги с удовольствием переносят эти игры в свою образовательную деятельность в группе. Так же я считаю, что именно в процессе приобщения к народным традициям и народному творчеству средствами народных игр возможно повысить уровень развития творческих способностей у дошкольников, в комплексе с другими воспитательными средствами сформировать гармонически развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Особенно это касается старших дошкольников, стоящих на пороге новой, школьной, жизни. Глядя, на то с каким любопытством, интересом и желанием дошкольники знакомятся с народными играми, разучивают их, с удовольствием передают образы и действия я с уверенностью могу сказать, что мы двигаемся в правильном направлении.
Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для нас педагогов истинную педагогическую кладезь.