МААМ-картинки

«Русские народные головные уборы». План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе

Полина Петрова
«Русские народные головные уборы». План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

План - конспект педагогического мероприятия с детьми

по познавательному развитию

Тема: «Русские народные головные уборы»

для детей подготовительной группы.

Автор: Петрова П. А.

Воспитатель I категории.

2024г

Публикация «„Русские народные головные уборы“, План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: знакомство с праздничными русскими народными головными уборами, через их практическое применение в ходе совместной познавательной деятельности педагога и детей.

Задачи:

Образовательные: вызвать у детей интерес к праздничным русским народным головным уборам; активизировать мышление, словарь; закреплять умение произносить слово по слогам с помощью хлопков.

Развивающие: развивать память, внимание, критическое мышление, обогащать речь.

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.

Словарная работа: скоморох, предки, венок, русский народный, сундук, картуз, кокошник.

Предварительная работа: беседа о ярмарке, о повседневных русских народных головных уборах.

Форма организации детской деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, наглядный (использование иллюстраций, ИКТ, демонстрация, игровой (игра с платком, воображаемая ситуация «Катание на ярморочной карусели», дидактическая игра с кубиком Блума, практический (примерка головных уборов, поощрение, прием прохлапывания слов, синквейн на тему «Ярмарка».

Планируемый результат занятия: дети познакомились с русскими народными праздничными головными уборами, знают и употребляют в речи слова картуз и кокошник.

Материалы и оборудование: картинки – приглашение на ярмарку, ноутбук; проектор, видео презентация «Ярмарка»; сундук, венок, ленты на волосы, платок, картуз - 4 шт., кокошник – 5 шт., ярморочная карусель, музыка для игры с платком, музыка для игры с каруселью, кубик Блума.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Дети заняты свободной деятельностью в уголках развития. В группу входит воспитатель: Подходи честной народ, в гости ярмарка идет,

В гости ярмарка идет, зазывает и поет,

Приглашает, веселит, улыбаться всем велит.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Александровна. Посмотрите, что я вам принесла.

Приглашаю вас подойти к доске и посмотреть, что это у меня такое?

Дети: Картинки на которых нарисованы люди, праздник, веселье.

Воспитатель: Да, ребята, это приглашение на ярмарку. Скажите пожалуйста, а кто-нибудь знает из вас, что такое ярмарка? (предположения детей)

Воспитатель: Совершенно верно. Вы действительно знаете, что такое ярмарка. Ярмарка – это веселые гуляния, торговые ряды, а так же развлечения шутов и скоморохов. А кто-нибудь из вас знает кто такие скоморохи? (предположения детей).

Для вас это новое слово?

Дети: Да.

Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе произнести это слово. Скоморох. Давайте прохлопаем это слово (ско-мо-рох). Дети повторяют слово вместе с воспитателем.

Воспитатель: Так кто же такие скоморохи? (обращается индивидуально)

Дети: скоморохи – это люди, которые веселят народ.

Воспитатель: Молодцы. Скоморохи веселят людей, а как вы думаете, в современном мире существуют скоморохи? (предположения детей)

Воспитатель: В современном мире не говорят скоморохи, а их называют аниматоры или клоуны. А наши предки ходили на ярмарку, чтобы их повеселили скоморохи.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто такие предки?

Дети: Предки – это прадедушки, прабабушки. Они жили в давних временах.

Воспитатель: Верно, предки – это те люди, которые жили до нас. Попробуем сказать это слово?

Дети: Да - предки.

Воспитатель предлагает прохлопать слово предки. Дети вместе с воспитателем прохлапывают. (Пред – ки).

II. Основная часть

Воспитатель: А давайте посмотрим, какая бывает ярмарка. Я вам предлагаю сесть на стульчики и приготовиться внимательно посмотреть видео про ярмарку. (Просматривают видео).

Воспитатель: Ребята, какая бывает ярмарка?

Дети: Яркая, веселая.

Воспитатель: Что делает ярмарка?

Дети: Веселит, радует, продает.

Воспитатель: А давайте составим предложение их четырех (пяти) слов про ярмарку.

Дети: Ярмарку любят взрослые и дети.

Воспитатель: Молодцы, а как можно сказать одним словом про ярмарку? Что это такое?

Дети: Праздник.

Воспитатель: Молодцы! И вот меня сегодня пригласили на праздник – Ярмарку, а вы хотели бы пойти вместе со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Здорово! Но мне кажется мы не очень готовы потому что ярмарка – это прежде всего праздник, а в чем ходят на праздник?

Дети: В костюмах, сарафанах, нарядах…

Воспитатель: А в каких нарядах и костюмах ходят на ярмарку?

Дети: В русских народных костюмах.

Воспитатель: Правильно в русских народных костюмах. У нас праздник не обычный, а русский народный. Попробуем вместе сказать – Русский народный. (дети вместе с воспитателем индивидуально проговаривают слова).

Воспитатель: Все верно, и нам нужно нарядиться по – особенному – в русские народные костюмы. Только где их взять? Вы не знаете?

Дети: купить, сшить.

Воспитатель: Ой! Я совсем забыла. Недавно я была в гостях у своей бабушки и она мне подарила вот это (обращаю внимание на сундук). Кто из вас знает, что это такое?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Сундук, правильно (индивидуальные ответы). А теперь попробуем сказать вместе – сундук. Давайте прохлопаем (Сун – дук).

Воспитатель: А зачем нужен сундук?

Дети: Чтобы хранить в нем вещи.

Воспитатель: Правильно, наши предки хранили в сундуке различные вещи. Раньше комодов и шкафов не было, а вещи хранили в сундуках. Интересно посмотреть, что же находится в этом сундуке. Попробуем его открыть?

Дети: Да (пытаются его открыть).

Воспитатель: Ой, а сундук – то не открывается… Он же волшебный, и слова нужно сказать волшебные: Чок – чок сундучок,

Открывай – ка свой бочок!

Запомнили? Попробуем вместе сказать (хором повторяют слова).

Воспитатель: Открылся, ребята. Недаром здесь лежат эти вещи. Главным украшением любого народного костюма были головные уборы. Посмотрите пожалуйста, что здесь такое? (достаю венок)

Дети: Венок.

Воспитатель: Верно. Что это такое? (индивидуальные ответы). Делали его молодые девушки, чтобы украсить свою голову.

Ребята, а из чего делали венки?

Дети: Из цветов, из листьев (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Все верно вы заметили. На самом деле наши предки делали венки из чего угодно: из цветов, из листьев из травы, и даже из ягод. Какого размера были цветы на венке?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель: Да, действительно, цветы и листья могли быть разного размера.

Воспитатель: Молодые девушки так же украшали голову вот такими штучками. Что это?

Дети: Ленты (индивидуальные ответы).

Воспитатель: А куда надевали ленты?

Дети: На голову.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, чем украшена эта лента?

Дети: Цветами.

Воспитатель: Но были ленты и простые. Как вы думаете, как можно было еще носить ленту? Куда ее можно вплетать?

Дети: На волосы.

Воспитатель: Да, ленты еще вплетали в косы, чтобы косы у девушек были красивые, нарядные. Посмотрите, красиво? (завязываю ленту на косичку девочке).

Воспитатель: Но главным головным убором был…Что это?

Дети: Платок.

Воспитатель: И правда, платок. Как можно было надеть платок?

Дети: На голову, на плечи.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, но платки носили не только на голове и плечах, с ними еще и играли. Вы бы хотели поиграть с платком?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам предлагаю организовать 2 хоровода – хоровод мальчиков и хоровод девочек. Я буду произносить слова, а вы в это время водить хоровод. Затем мальчики отворачиваются, а я накрываю кого-то из девочек, девочка приседает. А мальчики потом поворачиваются и угадывают, кого я накрыла платком.

Динамическая пауза «Игра с платком»

По дорожкам, по тропинкам

Я хожу, хожу, хожу.

На девчонок и мальчишек

Я гляжу, гляжу, гляжу.

Все мальчишки улыбнулись

От девчонок отвернулись.

Я платок свой раскрываю,

И кого-то накрываю.

Отгадайте-ка, друзья,

Кого сейчас накрыла я?

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали (Игра проигрывается 2 раза).

Воспитатель: Ребята, может в нашем сундуке ещё что-то осталось, давайте проверим?

Дети: Да, давайте. Открывают сундук, достают картузы.

Воспитатель: Что же это такое?

Дети: Кепки, шапки (предположения детей)

Воспитатель: Как вы думаете, это обычные головные уборы? (Предположения детей)

Воспитатель: Это мужской головной убор, значит кто его должен носить?

Дети: мужчины, мальчики.

Воспитатель: Верно, наши предки – мальчики, юноши, мужчины носили такие головные уборы, но они были разных цветов. А на праздник их чем украшали, посмотрите?

Дети: Цветами.

Воспитатель: Да, а кто-нибудь из вас знает, как назывался этот головной убор?

Дети: Нет.

Воспитатель: Он назывался картуз. (Индивидуальные ответы, повторение слова). Давайте прохлопаем – Кар – туз.

Воспитатель: И кто его носил? Мужчины или женщины?

Дети: Мужчины.

Воспитатель: Значит это какой головной убор?

Дети: Мужской (мальчики надевают картузы)

Воспитатель: Девочки, посмотрите, как выглядят мальчики в картузах?

Дети: Красиво, нарядно.

Воспитатель: Наверное и нам нужно что – то найти в нашем сундуке. Посмотрите, что же у нас тут такое есть? (Дети достают кокошники).

Воспитатель: Что это такое? (предположения детей)

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Верно! А чей это головной убор? Мужской ил женский?

Дети: Женский.

Воспитатель: Верно, женский. Обратите внимание на кокошник. На нем есть узор по краям и центральный узор. А на что похож узор на моем кокошнике? (ответы детей). А на что похож ваш центральный узор на кокошнике? (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему кокошник называется кокошником? (предположения детей). А на что похож кокошник?

Дети: На гору, на треугольник (предположения детей)

Воспитатель: Что он напоминает? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Замечательно. Я вам открою секрет почему кокошник назвали кокошником. Потому что наши предки считали, что кокошник похож на гребешок курочки. А как у нас курочка разговаривает?

Дети: Ко – ко – ко.

Воспитатель: Верно. Поэтому и название такое пошло из – за того, что он похож на гребешок курочки. Скажите пожалуйста, что это у меня на голове? (высказывания детей).

Воспитатель: Замечательно, давайте прохлопаем это слово – Ко – кош – ник. (Девочки надевают кокошники).

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие мы нарядные. А куда мы все собирались?

Дети: На ярмарку.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как наши предки готовились пойти на ярмарку? Что они надевали? Что мужчины надевали на голову?

Дети: Картуз.

Воспитатель: Молодцы, а женщины какой головной убор надевали на ярмарку?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Да, хорошо. А еще какие головные уборы мы видели с вами?

Дети: Венок, ленточки.

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы все запомнили. А кто скажет, как называли людей, которые жили до нас?

Дети: Предки.

Воспитатель: Да, правильно. (Индивидуальное проговаривание). А самым главным развлечением на ярмарке была карусель и у меня для вас тоже есть праздничная ярморочная карусель. Хотите прокатиться на моей карусели?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Вставайте в кружок друг за другом и я вас прокачу на своей ярморочной карусели. Подходили наши предки к карусели, брали себе по ленточке, и становились в большой – большой хоровод.

Дети берут по ленточке, и образуют хоровод.

Воспитатель: Карусели, карусели

Друг за другом хоровод

Все успели? Все уселись?

Приготовились? Вперёд!

Под музыку дети водят ярморочный хоровод.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: Ура! На карусели мы прокатились, а так же на ярмарке были и другие игры, например я вам предлагаю сыграть со мной в игру «Кубик». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и отвечать на вопрос, который выпадет на верхней грани кубика. Согласны?

Дети: Да.

Проводится игра с кубиком Блума».

Воспитатель: Вот и ярмарке конец,

Получите леденец!

Главным угощением на ярмарке для детей были петушки на палочке. (дети берут из корзинки по леденцу).

Воспитатель: Вы все большие молодцы! И в следующий раз вы вместе со своим воспитателем можете узнать про бурятские и татарские головные уборы, а в этом вам поможет вот эта книжка «Головные уборы народов, проживающих в Иркутской области». До свидания ребята.

Дети: До свидания!

https://rutube.ru/video/private/efb5ef593615d5fac02b6f7746045073/?p=-j2vERdnNI1rNh8RpPtYxA

Публикации по теме:

«Что мы носим?» Организация образовательной среды по теме недели: «Одежда, обувь и головные уборы» в подготовительной группе«Что мы носим?» Организация образовательной среды по теме недели: «Одежда, обувь и головные уборы» в подготовительной группе Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи: - познакомить детей с разными.

Детский мастер-класс по аппликации с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» в подготовительной группеДетский мастер-класс по аппликации с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» в подготовительной группе Программные задачи: Вызвать интерес к созданию игровых атрибутов; познакомить с головными уборами индейцев показать способ создания головных.

Календарное планирование тематической недели «Зима. Зимние забавы. Одежда, головные, уборы зимой» в подготовительной группеКалендарное планирование тематической недели «Зима. Зимние забавы. Одежда, головные, уборы зимой» в подготовительной группе Цели: Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русские народные головные уборы». План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 09:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русские народные головные уборы». План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Полина Петрова (УИ 355181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД