Полина Петрова
«Русские народные головные уборы». План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект педагогического мероприятия с детьми
по познавательному развитию
Тема: «Русские народные головные уборы»
для детей подготовительной группы.
Автор: Петрова П. А.
Воспитатель I категории.
2024г
Публикация «„Русские народные головные уборы“, План-конспект педагогического мероприятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Кокошник, очелье. Русские народные головные уборы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Шляпа. Сценарии шляпных конкурсов, дефиле и развлечений
- Темочки
Цель: знакомство с праздничными русскими народными головными уборами, через их практическое применение в ходе совместной познавательной деятельности педагога и детей.
Задачи:
Образовательные: вызвать у детей интерес к праздничным русским народным головным уборам; активизировать мышление, словарь; закреплять умение произносить слово по слогам с помощью хлопков.
Развивающие: развивать память, внимание, критическое мышление, обогащать речь.
Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.
Словарная работа: скоморох, предки, венок, русский народный, сундук, картуз, кокошник.
Предварительная работа: беседа о ярмарке, о повседневных русских народных головных уборах.
Форма организации детской деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, наглядный (использование иллюстраций, ИКТ, демонстрация, игровой (игра с платком, воображаемая ситуация «Катание на ярморочной карусели», дидактическая игра с кубиком Блума, практический (примерка головных уборов, поощрение, прием прохлапывания слов, синквейн на тему «Ярмарка».
Планируемый результат занятия: дети познакомились с русскими народными праздничными головными уборами, знают и употребляют в речи слова картуз и кокошник.
Материалы и оборудование: картинки – приглашение на ярмарку, ноутбук; проектор, видео презентация «Ярмарка»; сундук, венок, ленты на волосы, платок, картуз - 4 шт., кокошник – 5 шт., ярморочная карусель, музыка для игры с платком, музыка для игры с каруселью, кубик Блума.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Дети заняты свободной деятельностью в уголках развития. В группу входит воспитатель: Подходи честной народ, в гости ярмарка идет,
В гости ярмарка идет, зазывает и поет,
Приглашает, веселит, улыбаться всем велит.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Александровна. Посмотрите, что я вам принесла.
Приглашаю вас подойти к доске и посмотреть, что это у меня такое?
Дети: Картинки на которых нарисованы люди, праздник, веселье.
Воспитатель: Да, ребята, это приглашение на ярмарку. Скажите пожалуйста, а кто-нибудь знает из вас, что такое ярмарка? (предположения детей)
Воспитатель: Совершенно верно. Вы действительно знаете, что такое ярмарка. Ярмарка – это веселые гуляния, торговые ряды, а так же развлечения шутов и скоморохов. А кто-нибудь из вас знает кто такие скоморохи? (предположения детей).
Для вас это новое слово?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе произнести это слово. Скоморох. Давайте прохлопаем это слово (ско-мо-рох). Дети повторяют слово вместе с воспитателем.
Воспитатель: Так кто же такие скоморохи? (обращается индивидуально)
Дети: скоморохи – это люди, которые веселят народ.
Воспитатель: Молодцы. Скоморохи веселят людей, а как вы думаете, в современном мире существуют скоморохи? (предположения детей)
Воспитатель: В современном мире не говорят скоморохи, а их называют аниматоры или клоуны. А наши предки ходили на ярмарку, чтобы их повеселили скоморохи.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто такие предки?
Дети: Предки – это прадедушки, прабабушки. Они жили в давних временах.
Воспитатель: Верно, предки – это те люди, которые жили до нас. Попробуем сказать это слово?
Дети: Да - предки.
Воспитатель предлагает прохлопать слово предки. Дети вместе с воспитателем прохлапывают. (Пред – ки).
II. Основная часть
Воспитатель: А давайте посмотрим, какая бывает ярмарка. Я вам предлагаю сесть на стульчики и приготовиться внимательно посмотреть видео про ярмарку. (Просматривают видео).
Воспитатель: Ребята, какая бывает ярмарка?
Дети: Яркая, веселая.
Воспитатель: Что делает ярмарка?
Дети: Веселит, радует, продает.
Воспитатель: А давайте составим предложение их четырех (пяти) слов про ярмарку.
Дети: Ярмарку любят взрослые и дети.
Воспитатель: Молодцы, а как можно сказать одним словом про ярмарку? Что это такое?
Дети: Праздник.
Воспитатель: Молодцы! И вот меня сегодня пригласили на праздник – Ярмарку, а вы хотели бы пойти вместе со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: Здорово! Но мне кажется мы не очень готовы потому что ярмарка – это прежде всего праздник, а в чем ходят на праздник?
Дети: В костюмах, сарафанах, нарядах…
Воспитатель: А в каких нарядах и костюмах ходят на ярмарку?
Дети: В русских народных костюмах.
Воспитатель: Правильно в русских народных костюмах. У нас праздник не обычный, а русский народный. Попробуем вместе сказать – Русский народный. (дети вместе с воспитателем индивидуально проговаривают слова).
Воспитатель: Все верно, и нам нужно нарядиться по – особенному – в русские народные костюмы. Только где их взять? Вы не знаете?
Дети: купить, сшить.
Воспитатель: Ой! Я совсем забыла. Недавно я была в гостях у своей бабушки и она мне подарила вот это (обращаю внимание на сундук). Кто из вас знает, что это такое?
Дети: Сундук.
Воспитатель: Сундук, правильно (индивидуальные ответы). А теперь попробуем сказать вместе – сундук. Давайте прохлопаем (Сун – дук).
Воспитатель: А зачем нужен сундук?
Дети: Чтобы хранить в нем вещи.
Воспитатель: Правильно, наши предки хранили в сундуке различные вещи. Раньше комодов и шкафов не было, а вещи хранили в сундуках. Интересно посмотреть, что же находится в этом сундуке. Попробуем его открыть?
Дети: Да (пытаются его открыть).
Воспитатель: Ой, а сундук – то не открывается… Он же волшебный, и слова нужно сказать волшебные: Чок – чок сундучок,
Открывай – ка свой бочок!
Запомнили? Попробуем вместе сказать (хором повторяют слова).
Воспитатель: Открылся, ребята. Недаром здесь лежат эти вещи. Главным украшением любого народного костюма были головные уборы. Посмотрите пожалуйста, что здесь такое? (достаю венок)
Дети: Венок.
Воспитатель: Верно. Что это такое? (индивидуальные ответы). Делали его молодые девушки, чтобы украсить свою голову.
Ребята, а из чего делали венки?
Дети: Из цветов, из листьев (индивидуальные ответы).
Воспитатель: Все верно вы заметили. На самом деле наши предки делали венки из чего угодно: из цветов, из листьев из травы, и даже из ягод. Какого размера были цветы на венке?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель: Да, действительно, цветы и листья могли быть разного размера.
Воспитатель: Молодые девушки так же украшали голову вот такими штучками. Что это?
Дети: Ленты (индивидуальные ответы).
Воспитатель: А куда надевали ленты?
Дети: На голову.
Воспитатель: Верно. Посмотрите, чем украшена эта лента?
Дети: Цветами.
Воспитатель: Но были ленты и простые. Как вы думаете, как можно было еще носить ленту? Куда ее можно вплетать?
Дети: На волосы.
Воспитатель: Да, ленты еще вплетали в косы, чтобы косы у девушек были красивые, нарядные. Посмотрите, красиво? (завязываю ленту на косичку девочке).
Воспитатель: Но главным головным убором был…Что это?
Дети: Платок.
Воспитатель: И правда, платок. Как можно было надеть платок?
Дети: На голову, на плечи.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, но платки носили не только на голове и плечах, с ними еще и играли. Вы бы хотели поиграть с платком?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам предлагаю организовать 2 хоровода – хоровод мальчиков и хоровод девочек. Я буду произносить слова, а вы в это время водить хоровод. Затем мальчики отворачиваются, а я накрываю кого-то из девочек, девочка приседает. А мальчики потом поворачиваются и угадывают, кого я накрыла платком.
Динамическая пауза «Игра с платком»
По дорожкам, по тропинкам
Я хожу, хожу, хожу.
На девчонок и мальчишек
Я гляжу, гляжу, гляжу.
Все мальчишки улыбнулись
От девчонок отвернулись.
Я платок свой раскрываю,
И кого-то накрываю.
Отгадайте-ка, друзья,
Кого сейчас накрыла я?
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали (Игра проигрывается 2 раза).
Воспитатель: Ребята, может в нашем сундуке ещё что-то осталось, давайте проверим?
Дети: Да, давайте. Открывают сундук, достают картузы.
Воспитатель: Что же это такое?
Дети: Кепки, шапки (предположения детей)
Воспитатель: Как вы думаете, это обычные головные уборы? (Предположения детей)
Воспитатель: Это мужской головной убор, значит кто его должен носить?
Дети: мужчины, мальчики.
Воспитатель: Верно, наши предки – мальчики, юноши, мужчины носили такие головные уборы, но они были разных цветов. А на праздник их чем украшали, посмотрите?
Дети: Цветами.
Воспитатель: Да, а кто-нибудь из вас знает, как назывался этот головной убор?
Дети: Нет.
Воспитатель: Он назывался картуз. (Индивидуальные ответы, повторение слова). Давайте прохлопаем – Кар – туз.
Воспитатель: И кто его носил? Мужчины или женщины?
Дети: Мужчины.
Воспитатель: Значит это какой головной убор?
Дети: Мужской (мальчики надевают картузы)
Воспитатель: Девочки, посмотрите, как выглядят мальчики в картузах?
Дети: Красиво, нарядно.
Воспитатель: Наверное и нам нужно что – то найти в нашем сундуке. Посмотрите, что же у нас тут такое есть? (Дети достают кокошники).
Воспитатель: Что это такое? (предположения детей)
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Верно! А чей это головной убор? Мужской ил женский?
Дети: Женский.
Воспитатель: Верно, женский. Обратите внимание на кокошник. На нем есть узор по краям и центральный узор. А на что похож узор на моем кокошнике? (ответы детей). А на что похож ваш центральный узор на кокошнике? (индивидуальные ответы).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему кокошник называется кокошником? (предположения детей). А на что похож кокошник?
Дети: На гору, на треугольник (предположения детей)
Воспитатель: Что он напоминает? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Замечательно. Я вам открою секрет почему кокошник назвали кокошником. Потому что наши предки считали, что кокошник похож на гребешок курочки. А как у нас курочка разговаривает?
Дети: Ко – ко – ко.
Воспитатель: Верно. Поэтому и название такое пошло из – за того, что он похож на гребешок курочки. Скажите пожалуйста, что это у меня на голове? (высказывания детей).
Воспитатель: Замечательно, давайте прохлопаем это слово – Ко – кош – ник. (Девочки надевают кокошники).
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие мы нарядные. А куда мы все собирались?
Дети: На ярмарку.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как наши предки готовились пойти на ярмарку? Что они надевали? Что мужчины надевали на голову?
Дети: Картуз.
Воспитатель: Молодцы, а женщины какой головной убор надевали на ярмарку?
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Да, хорошо. А еще какие головные уборы мы видели с вами?
Дети: Венок, ленточки.
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы все запомнили. А кто скажет, как называли людей, которые жили до нас?
Дети: Предки.
Воспитатель: Да, правильно. (Индивидуальное проговаривание). А самым главным развлечением на ярмарке была карусель и у меня для вас тоже есть праздничная ярморочная карусель. Хотите прокатиться на моей карусели?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно. Вставайте в кружок друг за другом и я вас прокачу на своей ярморочной карусели. Подходили наши предки к карусели, брали себе по ленточке, и становились в большой – большой хоровод.
Дети берут по ленточке, и образуют хоровод.
Воспитатель: Карусели, карусели
Друг за другом хоровод
Все успели? Все уселись?
Приготовились? Вперёд!
Под музыку дети водят ярморочный хоровод.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: Ура! На карусели мы прокатились, а так же на ярмарке были и другие игры, например я вам предлагаю сыграть со мной в игру «Кубик». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и отвечать на вопрос, который выпадет на верхней грани кубика. Согласны?
Дети: Да.
Проводится игра с кубиком Блума».
Воспитатель: Вот и ярмарке конец,
Получите леденец!
Главным угощением на ярмарке для детей были петушки на палочке. (дети берут из корзинки по леденцу).
Воспитатель: Вы все большие молодцы! И в следующий раз вы вместе со своим воспитателем можете узнать про бурятские и татарские головные уборы, а в этом вам поможет вот эта книжка «Головные уборы народов, проживающих в Иркутской области». До свидания ребята.
Дети: До свидания!
https://rutube.ru/video/private/efb5ef593615d5fac02b6f7746045073/?p=-j2vERdnNI1rNh8RpPtYxA