Светлана Игнатова
«Русская народная кукла». Занятие-экскурсия для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская народная кукла» – Познание (занятие-экскурсия)
Задачи:
Познакомить с русской народной куклой, её видами, значением в жизни человека. Развивать умение планировать свою деятельность, составлять правила-предложения по схеме. Обучать объяснять смысл названий кукол. Воспитывать желание делать подарки родным людям.
Публикация «„Русская народная кукла“, Занятие-экскурсия для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материал: организация музея за ширмой с картинками о народной кукле (в папке). Домовенок, карточки-схемы для игры «Докажи», колокольчик, крупа.
I. Введение в деятельность – на ковре, сидя на коленках
- Дорогие ребята, скоро у нас праздник … День Матери.
- Что обычно делают дети к празднику? (Подарки)
- Вы уже приготовили мамам подарки?
- Вы любите свою маму?
- А как вы её оберегаете?
- А кто или что ещё может оберегать, защищать вашу маму, папу, всю семью, дом?
- К нам сегодня пришел домовенок, и открыл свой секрет: оказывается, что семью и дом ещё могут охранять куклы, но не те, с которыми вы обычно играете, а волшебные.
- Вашим мамам было бы очень приятно получить от вас в подарок такую куклу, которая будет её и всю вашу семью охранять от всего злого и плохого.
- Но такая кукла не продается в магазине, где, же её взять, домовенок тоже не знает? (Сделать)
- Но мы сможем сделать такую куклу? (Мы не знаем, какие они бывают)
- Как вы думаете, какие они?
- А для того, чтобы точно знать, какая это кукла, что надо сделать?
- Откуда мы можем о них узнать? (Из книг, может быть, в музей сходить) – план деятельности.
- Что же у нас получится? Мы сможем её потом изготовить?
II. Основная часть
1. Поездка в музей – по всей группе
- Музей находится не очень далеко, на чем мы можем туда отправиться?
Обсуждаются варианты ответов
- Нам будет удобно на нём ехать?.
Выбирается транспортное средство, отправление.
2. Игра «Докажи»
- Почему-то музей ещё закрыт?
- Что мы можем сделать, пока он ещё не открылся?
- Я предлагаю вам рассказать домовенку правила поведения в музее, но рассказать так, чтобы он понял, т. е. необходимо доказать свой ответ.
Для облегчения предлагаются карточки-схемы
(Разделиться на 5 групп, каждая группа объясняет свой ответ) :
1) Вести себя тихо – чтобы не мешать другим
2) Ничего не трогать без разрешения – в музее можно только смотреть
3) Слушать экскурсовода – чтобы что-то узнать про куклу
4) Отвечать на вопросы, не перебивая других - …
5) Не отставать от группы – можно потеряться.
- Может быть, вы ещё какие-то правила дополните?
Звон колокольчика
- Ой, слышите, колокольчик зазвенел, наверное… музей открылся.
- Что мы успели сделать, пока он был закрыт?
Заходят в музей
3. Игра «В музее» - стульчики в полукруге, дети садятся на стулья, домовенку стул в первый ряд
- Что вы видите в музее? (папку)
- Как вы думаете, что в ней? Откроем?
- Сегодня, наверное, мне придется быть экскурсоводом, потому что надо много читать, а когда вы узнаете о куклах, то вы будете сами проводить экскурсии.
Страница № 1-2.
- Почему у народной куклы нет лица?
- Оказывается, что если у куклы нет лица, то в неё не вселяется злость и она безвредна для ребенка.
- Она дает силы, радость и здоровье.
- Раньше не играли с куклами. Тогда зачем они были нужны?
- Кукла берегла человека от болезней, злых духов, всего плохого.
- Её так и называли: оберег или берегиня.
- Самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.
- Как можно сделать куклу без иглы и ножниц?
- Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Страница № 3-11.
Рассматривание кукол, обсуждение, почему они так называются, короткие динамические паузы:
Крестец – по-разному показать пальчиками крестик.
Пеленашка – показать, как качают куклу.
Берестушка – показать пальчиками трубочку.
Кукла – веник – как подметают веником.
Кукла "День и Ночь" – подвижная игра «День-ночь» (с колокольчиком).
Кукла "Коза" – пальчиками рожки показать.
Зернушка – пощупать крупу, угадать (2 группы - девочки и мальчики)
Куклы-лихорадки – встать по 12 человек.
Возвращение в детский сад – на ковер.
III. Рефлексия