Ломова Екатерина
Сценарий образовательного мероприятия в детском саду «Русская изба»
Цель: формирование знаний детей о народных промыслах и предметах быта.
Задачи:
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :
Формировать у детей желание узнать больше о народных промыслах и предметах быта русского народа.
Формировать и расширять педагогические знания по данному направлению, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
Публикация «Сценарий образовательного мероприятия в детском саду „Русская изба“» размещена в разделах
Развивать воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
Развивать и обогащать словарный запас, мышление, память, речь, внимание и активность.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству, умение действовать согласованно, сообща.
Способствовать воспитанию основ духовно – нравственного развития личности ребёнка, патриотических чувств.
Средства, оборудование, материалы:
– наглядные (демонстрационный материал) : презентация (предварительная работа, картинки и предметы народного промысла (включая игрушки, предметы национального быта, угол «русской избы».
– музыкально-литературные: стихи-загадки, пословицы.
– технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы : музыкальный центр, компьютер.
Место проведения: мини-музей «Русская изба».
Предварительная работа с детьми – просмотр презентации «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».
Работа с родителями: пополнение работами народно - прикладного искусства мини –музея «Русская изба».
Сценарий (конспект) образовательного мероприятия «Русская изба».
(Мероприятие проводится в «русской избе»).
Приветствие «Доброе утро» :
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом не просто, а пропоем приветствие «Доброе утро» три раза! (тихо, погромче и громко).
Догадались, куда вы попали? (Ответы детей).
Правильно, я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир предметов быта, в русскую избу. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делая низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон). Давным-давно люди строили себе жилища из дерева, из брёвен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек. А знаете, почему в избу входили, кланяясь. (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? (Ответы детей). В народе говорили:
«Наша толстая Федора наедается не скоро
А зато, когда сыта от Федоры теплота».
Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Ребята, а еще, для чего нужна была печка? ( Разные варианты ответов: еду готовить, спать на ней, для обогрева дома).
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь служила местом приготовления пищи. Но сначала дров подкинем все вместе (дети помогают). У нас в печурочке, золотые чурочки… (дрова в печи). Готовили русские блюда - щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины. Всё приготовленное в такой печи было очень вкусным, ароматным и полезным. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской печке?
Он, как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек?
Кашу сварит…. (Чугунок).
Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает, а сам в угол идет… (Ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Ребята, а еще в каждой избе были лавки, стол.
На столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник… (Самовар).
Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар был символом семейного уюта и дружеского общения.
Давно, в старину, людям приходилось много трудиться, почти всё делали своими руками. Как вы думаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки? (Ответы детей).
Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели, всё делали своими руками.
Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель или шерсть и пряли с помощью веретена. Ребятки, а для чего пряжа нужна была? ( Ответы детей: вязать носки, одежду). А хозяин в это время плёл лапти – старинную обувь.
Ой, ребятки, шкатулка стоит! Как же я ее сразу не заметила? Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! (в шкатулке картинки с современными вещами для дидактической игры «Что было, что стало»).
Поиграем в игру «Что было, что стало»!
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
Раньше была изба, а мы живём… (в домах)
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)
Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)
Раньше чай из самовара пили, а теперь… (из чайника)
Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.
Во что играли дети на Руси? Так же, как и вы, в разные игрушки.
Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (из магазина, подарки и так далее). А в старину люди делали игрушки для своих детей сами. Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы. Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка… (Матрешка).
Ребята, а у нас есть ещё и другие игрушки, которые мастерили народные умельцы своими руками. (Демонстрация деревянных и соломенных игрушек, дети рассматривают, играют).
И в нашем, Мошковском районе, развивались и продолжают сейчас развиваться такие народные промыслы, как резьба по дереву, вышивание, бумагопластика, изделия из соломки и бересты, керамика, мягкая игрушка, а также флористика, декупаж, макраме и другие промыслы.
Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть в нашей избе. Назовите, какие? (скамейки, столы, посуда, кроватки для детей, шкатулки, посуда, досочки). Душа русского человека любит красоту. Все вокруг стремится украсить русский умелец. Если окна в избе, то с красивыми резными наличниками! (показ). Если посуда, то с росписью.
Посуда наша для щей и каши
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается
А вот плошка, налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Кому посуда для кашки, окрошки?
Чудо-блюдо да чашки, ложки! (Показ деревянной посуды и ложек).
Посмотрите, какая красивая посуда. Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она легкая, красивая. Деревянная ложка никогда не обжигает рот. Русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. И мы с вами поиграем с ложками. (физ. минутка)
Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!
Тук-тук-тук, стучат они! Наши ложки – скакуны!
(движения в соответствии тексту).
А сейчас мы немного порисуем.
Наши ложки не простые, скоро станут расписные!
(Дети садятся за стол, самостоятельно обводят заготовки – шаблон ложки и расписывают красками. Пока дети рисуют, продолжается беседа).
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту).
Таких изделий больше нет нигде в мире, их делают только в России. Поэтому иностранные гости обязательно стараются увезти на память из России в качестве сувенира своим близким предметы русских народных промыслов : матрешку, ложки, посуду, подносы, шкатулки, деревянные изделия и игрушки. Русский сувенир покорил весь мир.
Молодцы, ребята! Какие красивые ложки у вас получилась. Как в народе говорится: «Сделал дело – гуляй смело».
А сейчас мы с вами вспомним все, что узнали сегодня. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь).
2) В какой посуде готовили еду? (Чугунок).
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват).
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол).
5) Из чего пили чай? (Самовар).
6) Ими едят и на них играют. (Ложки).
7) С ее помощью пряли нитки. (Прялка).
Вы хорошо все запомнили, молодцы! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощу вас. Спасибо, дорогие гости. До свидания!