Людмила Фёдоровна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские встречи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №145 г. Владивостока»
конспект
для старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель
Пчёлкина Л. Ф.
г. Владивосток
Организация непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Рождественские встречи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
По теме : «Рождественские встречи» совместно с родителями.
Составила конспект НОД : Пчёлкина Людмила Фёдоровна воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка» детский сад № 145 г. Владивостока.
Цель: познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение; рассказать об обычае украшения ёлки, откуда он пришёл, о традициях встречи Нового года у разных народов; воспитывать любовь к истории России; закреплять навыки и умения готовить молочный коктейль.
Задачи приоритетной образовательной деятельности: уточнить знания детей о зимних народных праздниках, дать представление о том, как эти праздники встречали в старину на Руси.
Задачи в ОО интеграции: расширение и активизация понетического словаря : Новый год, Святки, святочные гадания, Рождество, колядки, вертеп.
Целевые ориентиры: работать в группе, договариваться о взаимодействии при приготовлении молочного коктейля. Развивать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат : дети знают о народных праздниках России, имеют желания принимать участие в подготовке к праздникам, поддерживать семейные традиции, готовить молочный коктейль.
Предпосылки УУД : недостаточные исторические знания детей о праздновании народных праздников : Нового года, Святок, Рождества., традициях русского народа.
Предварительная работа: рассматривание старинных гравюр, открыток с изображением празднования Нового года, Рождества, чтение книг, стихов, сказок, разучивание пословиц и поговорок, совместное с родителями изготовление подделок «Рождественская ёлка», «Новогодний калейдоскоп», рисунков «Новый год у ворот».
Оборудование для педагога: иллюстрации, гравюры, открытки на новогоднюю тематику, подбор музыкальных песен, колядок, напечатанные пословицы и поговорки. Для коктейля: стаканчик с крышкой, шейкер, салфетки, молоко, варенье.
Оборудование для детей : молоко в стаканчиках с крышкой, разовые чайные ложки, салфетки, розетки с сиропом, джемом, вареньем.
Ход занятия : Воспитатель- «Любой из нас, конечно ждёт
Весёлый праздник Новый год
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник (дети)
Воспитатель- А вы знаете откуда пришла ёлка?
Дети- Из леса?
Воспитатель- Откуда пришла традиция праздновать праздник Новый год и наряжать ёлку? (Дед Мороз приносил из леса ёлку и игрушки). А как вы в семье готовитесь к празднованию Нового года? (украшаем ёлку, шьём костюмы, готовим вкусную еду, учим стихи и песни). А вы знаете как праздновали праздники Новый год и рождество у нас на Руси? (если дети затрудняются ответить, помогают родители).
Рассказ воспитателя о народных праздниках. Раньше на Руси праздновали Новый год 14 января. Пётр Великий первый ввёл на Руси очередное новшество- 1 января поздравлять друг друга с новым годом. В храмах Пётр приказал провести праздничные богослужения. А родителям развлекать своих детей катанием с горки. Первый в России Новый год тогда отмечался в Москве. На Красной Площади начинались грандиозные «огненные потехи», стрельба и первые новогодние фейерверки. На площадь прикатили 209 пушек. И главным пиротехником был сам Пётр Первый. 31 декабря в 12 часов ночи Пётр Первый вышел на Красную Площадь и запустил в небу фейерверк. Он же завёс и первую новогоднюю ёлку, повелев «учинять украшения из древ и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых», по большим дворовым улицам и над воротами домов. Позже новогодние ёлки стали устанавливать и украшать в домах. Обычаем Нового года стало отдавать все долги, простить все обиды и попросить прощения за нанесённые ненароком. Новый год праздновался шумно и весело.
В других странах Новый год праздновался по-другому. В древнем Китае объявлялся единственный в году праздник нищих, когда любой мог войти в дом и взять то, в чём нуждается, а если хозяин откажет, соседи будут смотреть с презрением, отвернутся от него. Хлопушками служили стволы бамбука, который при горении лопается с громким треском. Ещё в первые новогодние дни строго-настрого запрещалось браниться и ругаться.
В Германии так же наряжали ёлку в доме и просто обходились еловыми ветками. Поздравляли друг друга и дарили сувениры- подделки.
А эскимосы ждут не дождутся, когда выпадет первый снег. Как выпал снег, так и наступил новый год.
А в тёплых странах новый год начинается с апреля. Там очень жарко. И люди целую неделю поливают от души друг друга водой. Идёт новогодний фестиваль воды- Тинджан.
После празднования Нового года на Руси начинались Святки. Начинались они на кануне Рождества Христова. В этот день колядовали, дети и взрослые с пением обходили дома. Колядки- это песни, в которых колядовщики прославляли хозяев дома, желали им богатства, хорошего урожая, многодетности:
«Пришла коляда на кануне Рождества!
Дайте коровку, масляну головку
И дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна- пирог.»
После Святок наступает Рождество 7 января по новому стилю. По приданию около пещеры, где родился Иисус Христос, росли три дерева, они радовались рождению Младенца и видели его ясли, где он спал. Это росла пальма, маслина и ель. Пальма с маслиной поднесли к яслям Младенца подарочки, ель тоже направилась с ними, но пальма спросила- «какие ты дары сможешь принести для Младенца- колючие иголки и смолу?». Ангел услышал их разговор и решил помочь ёлке. В пещере пахло душистым маслом маслины, а лист пальмы навевал прохладу над Младенцем. Ёлка стояла в стороне и грустила. Ангел решил украсить ель сверкающими звёздами с неба. Когда Младенец проснулся, его взор привлекла сияющая ёлка, он улыбался и протягивал к ней руки. Ёлка не загордилась и своим сиянием осветила своих подруг пальму и маслину. Ангел сказал: «ты- доброе зелёное деревце всегда будешь красоваться сиянием огней, а маленькие детки будут веселиться и радоваться».Вот так появился у христиан обычай- на Рождество наряжать ёлку.
На кануне Рождества, в ночь, молодые загадовали, как сложится их жизнь в этом году, пытались узнать, когда будет их свадьба и кто жених. На святочные гадания выливали в воду растопленный воск и по его контуру пытались увидеть силуэты тех, с кем встретятся в дальнейшем, силуэты различных символов: дом к достатку, кружочки, похожие на монетки, к богатству, овощи и фрукты к здоровью и тд. Такие же силуэты- символы угадывали в контурах сгоревшей бумаги, причём бумагу жгли на плоской посудине, а потом подсвечивали её сзади, чтобы силуэт чётко отражался на стене. Дети и молодые люди несли шест со звездой, хозяева одаривали всех сладостями. Если хозяева жадничали, калядовщики пели озорные калядки с шуточными угрозами: «не дашь пирога – мы корову за рога, не дашь кваску- мы свинью за виску, не дашь блинка- мы хозяина в пинка».
С великого праздника Рождества Христова и начинаются Святки. Наши бабушки и дедушки очень любили этот праздник. Святки означают «святой». В этот день славили Христа и будущий урожай: «нынче ангел к нам спустился и пропел: Христос родился, мы пришли его прославить, а вас с праздником поздравить».
Воспитатель- А сейчас ребята мы с вами и гостями поиграем в игру прялица. Все девочки и мальчики берутся за руки и образуют круг. В середине стоит «жених». Все идут по кругу и приговаривают: «прялица, кокорица моя, с горя выброшу на улицу тебя; стану прясть да попрядывать, на беседушку поглядывать». После этих слов «жених» выбирает себе «невесту»и целует её в щёчку. Игра продолжается. Вот так весело и интересно праздновались новогодние праздники и рождественские Святки.
Звучит телефонный сигнал (сообщение по громкой связи телефона). Воспитатель- ребята, срочное сообщение от Деда Мороза.
Дед Мороз- Дорогие дети и взрослые поздравляю вас с Новым годом и Рождеством, желаю вам здоровья, весёлого Нового года и Рождества, пусть ваши мечты сбудутся. Дорогие ребята, я жду в гости мою внучку снегурочку, хочу её угостить коктейлем, но забыл как его можно приготовить. Помогите мне,пожалуйста, научите. Я буду вам благодарен.
Воспитатель- Ребята, поможем Деду Морозу? Что мы можем сделать?
Дети-Компот, сок со льдом, морс, коктейль молочный.
Воспитатель- Что нам нужно для приготовления коктейля? Как вы думаете?
Дети- Нужно добавить варенье, сок (если дети затрудняются ответить, помогают родители)
Воспитатель- правильно, можно добавить варенье, джем, сироп. Ребята, чтобы коктейль получился воздушным, вкусным, используют для взбивания миксер или шейкер- это наши кухонные работники. С ними надо очень осторожно работать. Взбивать до тех пор, пока не появиться густая воздушная пенка. В работе с ними вам помогут родители и воспитатель. Но сначала на тёрке натрём шоколад. Тёрку держим левой рукой, прижимая крепко к дну тарелки, а правой рукой осторожно натираем шоколад. Вам в этом помогут родители. Как вы думаете, для чего нам нужен шоколад? Дети - Для вкуса.
Воспитатель- Правильно, для вкуса и украшения. Итак, приступаем к работе. Старайтесь работу выполнять аккуратно, используя ложечки для смешивания коктейлей. (Совместная работа родителей, детей и воспитателя).
Воспитатель- Что ты Саша,добавила в молоко? А ты Кирилл, с чем смешал молоко? Егор, что ты добавил в коктейль для улучшения вкуса? Артемий, какой красивый цвет получился у твоего коктейля, поделись своим секретом? (Ответы детей)
Воспитатель: У вас получились очень красивые и аппетитные коктейли. Давайте попробуем сами и угостим гостей. (Дети и гости пробуют)
Воспитатель- Вам понравились коктейли? Я назову свой коктейль «Малиновый», придумайте и вы название своему коктейлю. (дети предлагают названия- «Снежный», «Клубничный», «Загадка», «Черника», «Воздушный», «Ягодный» и т. д.
Воспитатель- Так давайте дети этот рецепт отправим смс сообщением Деду Морозу, вы согласны? А еще что можно отправить в подарок Деду Морозу и Снегурочке? (Открытку, книжку, рисунок) .
Хорошо вам рисунок или открытку помогут оформить родители.
Вот и закончилась наша рождественская встреча. И мы будем с вами готовиться к встрече «Широкой масленицы». Это еще один старинный, веселый праздник.