Наталья Курышева
«Роль воспитателя на физкультурном занятии в детском саду»
Роль воспитателя на физкультурном занятии в детском саду
Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.
Публикация «„Роль воспитателя на физкультурном занятии в детском саду“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Воспитателю необходимо накануне физкультурного занятия ознакомиться с его содержанием, обговорить с инструктором по физической культуре организационные моменты, расстановку оборудования.
При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктором по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.
Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный.
При использовании группового способа организации обучения инструктором по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа воспитатель и инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений. Инструктор отрабатывает новые движения, воспитатель закрепляет знакомые.
Фронтальный способ организации:
Все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения.
Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому воспитатель помогает следить за выполнением детьми движений, помогает детям.
Индивидуальный способ организации:
Дети выполняют одно движение в порядке очередности. Инструктору легко может оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
Групповой способ организации: Для выполнения физических упражнений обучающиеся разделены на группы. При этом каждая группа упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой с инструктором, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях с воспитателем.
Поточный способ организации:
Предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:
1 часть –вводная:
Инструктор физического воспитания – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.
Воспитатель – следит за осанкой детей и за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу вместе с ними.
- общеразвивающие упражнения:
Инструктор физического воспитания – объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения.
Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.
2 часть - Основные виды движений:
Инструктор физического воспитания – расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой.
Воспитатель – контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.
- Подвижная игра:
Инструктор физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.
Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
3часть:
В третьей части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
Инструктор физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.
Воспитатель – может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
Структура физкультурных занятий в детском саду.
В начале вводной части делаются строевые упражнения (построение в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, повороты, перестроение в колонну по 2, по 3, по 4); различные виды ходьбы (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями); бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, с продвижением); Бег дается в среднем темпе. На эти упражнения отводится 2-4 мин. Для обеспечения общей подготовки ОРУ подбираются на все основные группы мышц: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Количество упражнений увеличивается от группы к группе (с 4 до 8): 1-2 упражнения разучивают с детьми, остальные закрепляют. Дозировка нагрузки зависит от характера упражнений и возраста дошкольников. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На эти упражнения отводится 6-8 мин. Затем этот комплекс выносится на 2 недели на утреннюю гимнастику для закрепления. В основной части занятия формируют и закрепляют навыки в беге, лазанье, прыжках, метании и развивают физические качества. В младших группах даются 2-3 ОВД (2 – в виде упражнения, 1 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 ОВД (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количество основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.
Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно.
Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т. д.)
В заключительную часть обычно включаются различные виды ходьбы, бег, игры малоподвижного характера.