марина данилова
Роль семьи в речевом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье, формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
2. Повысить уровень компетентности в вопросах речевого развития.
3. Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Публикация «Роль семьи в речевом развитии ребенка» размещена в разделах
Оборудование: губка, стаканчики с разными красками, памятки с играми.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я, Марина Анатольевна Данилова, педагог-психолог. Мы очень рады видеть вас. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительскую конференцию. Ведь всем известно, что ведущая роль в воспитании принадлежит семье. Так и речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых людей. Прежде всего - родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Сегодня мы постараемся показать вам то, что нужно делать, чтобы речь ребёнка развивалась правильно. Запас слов, которым сейчас располагает ваш ребенок, достаточно велик. Но обратите внимание: если ребёнку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится не точной. У ребёнка не хватает слов, чтобы описать событие пережитое им. Иногда ребёнок сам чувствует, что сказанные слова им не подходят по смыслу рассказываемого. Некоторые дети сердятся, потому что их не понимают. Рассказывать о том, как развивать речь можно долго и целого дня будет мало. Поэтому предлагаю провести нашу встречу под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь». Предлагаю вам перейти к практической части нашего семинара.
Использование метафоры (мотивационный этап родительской конференции, затрагиваемая проблема – роль семьи в речевом развитии ребенка).
Психолог: скажите пожалуйста, что у меня в руке?
Родители: губка.
Психолог: какая она?
Родители: желтая, мягкая, большая, хорошо впитывает жидкость и т. п.
Психолог: давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
Родители: губка станет синего цвета.
Психолог: а если мы вольем в губку красную жидкость?
Родители: губка станет красной.
Психолог: а если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
Родители: губка станет разноцветная.
Психолог: а как Вы думаете, каким образом мы можем связать губку с темой нашего семинара? (Родители высказывают собственные предположения.)
Психолог: как губка впитывает в себя любое количество жидкости, которое попадает на нее, так и наш малыш. Чем больше слов, информации, общения получает наш ребенок, тем больше он наполняется знаниями, тем больше вопросов он начинает задавать. И самое важное в этом, качество нашего с ним общения.
Психолог: Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Очень ценен опыт семей, где несмотря ни на что сохранились традиции совместных ужинов, настольных игр, просмотра и обсуждения телепередач и детских фильмов. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр? Мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые не требует специальных педагогических знаний, и использовать их можно по дороге в детский сад или при совместном выполнении домашних дел.
Игра-путешествие по стране «развитие речи»
1. Станция «Творческая» (игра с родителями)
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т. д.)
Психолог: спасибо.
Дидактическая игра «Пожалуйста»
Психолог: следующая игра поможет вашим детям обогатить запас вежливых слов, она заключается в том, что кто больше назовет вежливых слов, тот и выиграл. Так же есть и второй вариант этой игры, который работает на развитие внимания, и я предлагаю вам поиграть в неё. (Психолог задает команды, а родители выполняют только те из них, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если психолог не скажет "пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.)
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Наклоните голову, пожалуйста.
- Попрыгайте на правой ноге.
- А теперь на левой, пожалуйста.
- Садитесь.
- Сядьте, пожалуйста.
Не жалейте времени на совместные игры с ребёнком. Помните, что лучше всего ребёнок будет усваивать и запоминать то, что видел своими глазами. Дома ребёнок обязательно должен вместе с вами участвовать в различных действиях. Идя в магазин за покупками вместе с ребёнком, выбирая обязательно комментируйте свои действия. подведите итог обязательно: куда ходили, зачем ходили? Что мы купили? К четырём годам ваш ребёнок должен знать, кем работают его родители, т. е. название профессий. Ребенку надо объяснить не только, как называется профессия, но и то, что он делает.
Помогайте ребёнку высказываться, рассказывать, пересказывать. Так постепенно растёт словарный запас.
Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?
• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать
предложениями.
• Читайте художественные произведения.
• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
В заключение нашей встречи ещё раз хочу вам напомнить, что нам, логопеду, психологу и воспитателям не справиться без вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.
Рефлексия
Родителям предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…я попробую… меня удивило…
(по завершению выступления родителям предлагаются памятки с играми на речевое развитие по теме : «По дороге в детский сад», «Развиваем речь играя»)