Татьяна Звягина
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Из-за нарушения бинокулярного зрения и низкой остроты зрения у дошкольников появляется замедленный характер анализа и воспроизведения. Дети испытывают постоянные трудности зрительно-пространственной ориентировки. Часто натыкаются на предметы домашнего обихода, на атрибуты, игрушки и поделки на детской площадке. Плохо ориентируются и на микроплоскости. Работа на листе бумаги расположена хаотично, не имеют ровной строчки.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок знакомится с окружающим его миром, постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими людьми, через игровые отношения и общение со сверстниками. Поэтому семья для детей с нарушением зрения является основой полноценного, организованного общения со взрослыми и сверстниками, способствует успешной социализации ребенка. Чем доброжелательнее, уважительнее взаимоотношения в семье между взрослыми, их отношение к ребенку, к окружающим, чем выше их уровень психолого-педагогической и общей культуры, тем стремительнее динамика развития ребенка с депривацией зрения. Родители, организуя игры и занятия в домашних условиях, активно взаимодействуя с ребенком, тем самым обеспечивают полноценное коррекционное, психологическое и эмоциональное развитие ребенка.
К концу дошкольного возраста дети должны свободно ориентироваться в макропрстранстве и в микропространстве, в направлении движения, в пространственных отношениях. Важной составляющей при ориентировке в пространстве является умение пользоваться приобретенными знаниями: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы, ориентироваться на листе бумаги и др. Пространственные связи и отношения должны отражаться в речи детей с помощью предлогов и наречий. Чтобы ребенок занимался с интересом, удовольствием, радостью, желательно проводить занятия в виде игры, забавы. Эффективнее будут проходить игры, если в них принимают участие все члены семьи.
Воспользуйтесь играми по ориентировке в окружающем и на микроплоскости, в которые можно играть во время отдыха, на пляже, на семейных праздниках.
«Найди изменения».
Коррекционно – развивающие задачи :
развивать ориентировку на микроплоскости;
тренировать зрительную память;
учить использовать в речи предлоги: на, за, под, около, над и т. д.
Материал:
Можно использовать мелкие и крупные предметные игрушки, природный материал (камешки, веточки, семена растений и т. д., цветные карандаши, фрукты, конфеты в разных обертках.
Ход игры:
На столе, коврике, песке,. лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу.
Участники игры закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один - два предмета или убирает предмет. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, медведь стоял слева от лисы, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
«Найди сюрприз».
Коррекционно – развивающие задачи :
учить ориентироваться по словесному руководству;
тренировать в передвижении, не наталкиваясь на предметы и друг на друга, используя зрение и сохранные анализаторы;
вызвать положительный эмоциональный отклик.
Ход игры:
Мальвина с помощью ведущего дает задания:
«Дойти до обруча, сделай два шага влево». Если оно выполнено успешно, то водящий находит приз. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед три шага, поверни направо, сделай два шага влево, поверни направо, иди до конца, отступи вправо на два шага».
«Космос»
Коррекционно – развивающие задачи :
способствовать ориентировке на макроплоскости;
учить свободно передвигаться в заданном направлении, соблюдая правила игры;
развивать умение двигаться по зрительным ориентирам;
расширять знания о солнечной системе;
вызвать доброжелательное отношение к играющим,
получить удовольствие от совместной игры.
Ход игры:
Ведущий – солнце. Дети – планеты солнечной системы. Если играет один ребенок, то он – планета Земля и бегает вокруг солнца по своей орбите. Желательно набрать детей и взрослых по количеству планет солнечной системы. Перед игрой надо рассказать о солнечной системе, назвать планеты, сказать о том, что они идут в строгой последовательности по отношению к солнцу и что удерживает их в таком порядке и на одном расстоянии от солнца сила гравитации. Если гравитации не будет, то воцарится полный хаос, просто все разлетится в разные стороны, и не будет взаимодействовать.
Дети становятся планетами ( в порядке расположения планет от солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все это лучше оформить наглядно – каждому ребенку. Шапочки с изображением планет или цифра, которая определяет последовательность расположения планет. У каждого своя орбита, кто-то движется ближе к солнцу, кто-то дальше. Налетает хаос и разгоняет все планеты, сбивая и нарушая всю гравитацию. Планеты разбегаются, когда порядок восстанавливается, то планеты снова движутся вокруг солнца по своим орбитам. Дети должны вспомнить порядок расположения планет по названиям и месту нахождения.
«Пряталки»
Коррекционно – развивающие задачи :
развивать ориентировку на микроместности;
учить запоминать нужные детали с помощью зрительных ориентиров;
воспитывать трудолюбие, умение достигать желаемого результата;
вызвать положительные эмоции от «находки».
Ход игры:
Дети любят играть с песком, с осенними листьями, летом с водой. Их увлекает находить «пряталки». Это могут быть мелкие игрушки, семена деревьев и растений, различные палочки. Они часто закапывают эти предметы, а потом снова откапывают, ориентируясь на различные приметы. Вариантов «пряталок» может быть много:
задание для предлогает взрослый в виде карт - схем или нарисованных стрелочек на пути к цели, или по устному описанию. Ребята могут друг другу загадывать загадки, как найти спрятанный предмет. Им это доставляет настоящее удовольствие и радость открытия.
1.«Горячо-холодно».
Коррекционно – развивающие задачи :
тренировать ориетироваться в макропространстве по словесному описанию;
развивать умение ориентироваться, опираясь на сохранные анализаторы и приобретенный опыт;
учить использовать зрительные ориентиры;
упражнять играть по правилам;
обогащать словарный состав.
Ход игры:
Прячем предмет на ограниченной местности. Наблюдая, как водящий ищет, даем ему ориентиры говоря «холодно», если он далеко от предмета и «горячо», если близко. При затруднении водящего один из играющих подсказывает ему, с помощью словесных инструкций.
«Затейники»».
Коррекционно – развивающие задачи :
учить ориентироваться на собственном теле,
развивать сохранные анализаторы, память, воображение;
упражнять в последовательном описании положения своего тела.
Ход игры:
Ребенок прячется за ширмой. Принимает забавное положение частей тела и описывает в какой позе он находится. Например: «Правая рука - упор сзади, левая нога под ягодицей, левая рука на правом колени, взгляд устремлен в даль». Играющие принимают такую же позу. Ведущий открывает штору и сравнивает. Тот у кого фигура правильная, получает право быть затейником.
3.«Оживающие камешки».
Коррекционно – развивающие задачи :
Учить ориентировочным действиям, тренировать умение описывать положение предмета -«камешка» в макропространстве используя, специальные термины и слова;
стимулировать зрительные функции посредством цвета; рапзвивать сохранные анализаторы;
способствовать укреплению дружеских отношений, получить эмоциональный отклик от совместной игры.
Ход игры:
В игре желательно, чтобы «камешек» было как можно больше, тогда игра будет интереснее. Кто-то может отсутствовать в море, на лугу, на площадке, в саду и т. п. В общем, чтобы не разгадать сразу. Кто-то прячется под полотенцем, а остальные думают и гадают, кто там? «Камешек» может делать подсказки: по делу и смешные, уводящие в сторону. Например, показать футболку папы, заговорить измененным голосом, показать часть своей косички.
Второй вариант игры: много «камешек» и один ведущий, который собирает наибольшее количество «камешек». Ведущий называет местоположение «камешка», какой он по цвету и кто этот «камешек». Кто собирает больше «камешек», тот и победил.
Коррекционно-развивающая работа в виде игр и упражнений помогает положительно влиять на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения детей дошкольного возраста с нарушением зрения, на состояние его эмоционально-волевой сферы. В играх дети учатся координировать свои движения; развивать подвижность, силу и гибкость тела; понимать направления движения; закреплять ориентировку в микропространстве и в макропространстве, чувствовать и радоваться достигнутому результату.