Елена Алексеевна Патрушева
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Конец второго тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм. Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие духовного и патриотического воспитания, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Темочки:
Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям: индивидуалистическим или общественным; вещно-предметным и духовным; добру и злу.
Семья является источником и основой развития народа. Семью по праву называют первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют все члены семьи: отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.
Таким образом, главная роль в формировании духовности должна принадлежать семье. Нельзя возлагать дело воспитания на общественность (детский сад и школу). Семья несет ответственность за духовно–нравственное начало будущей личности ребенка.
Нравственное воспитание. Советы родителям!
Нравственное воспитание ребёнка — целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка, в результате которого он приобретает важные нравственные качества, усваивает моральные принципы и привычки, соответствующие нормам поведения в обществе.
Нравственное воспитание начинается в младенчестве, когда ребёнок воспринимает окружающую обстановку с позиций комфорта/дискомфорта. Если он испытывает дискомфорт (чувства голода, одиночества, холода, он воспринимает это отрицательно. Когда мама заботится о нём, ему тепло, он накормлен и окружён заботой и вниманием, тогда ситуация воспринимается в позитивном ключе. Именно на таких чувствах и ощущениях основаны первые представления малыша о нравственности и морали.
Дошкольное детство — важный период в жизни ребёнка, когда оценивание поступков и обстоятельств сначала основано на том, как реагируют родители, а со временем к ребёнку приходит собственное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
К 3 годам дети ещё не совсем понимают причин некоторых поступков, но придерживаются правил, установленных родителями и принятых в окружении. Если эти правила нарушить, можно получить наказание.
В возрасте от 3 до 5 лет для ребёнка важное значение приобретают семейные установки. При этом родители — это те социально значимые взрослые, которые оказывают нравственное влияние на ребёнка.
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника
Семья играет важную роль в нравственном воспитании ребёнка. Дети должны воспитываться в атмосфере любви и уважения. Это безусловная любовь, которая существует независимо от того, как ведёт себя ребёнок. Если между членами семьи складываются дружеские, искренние отношения, основанные на любви и привязанности к друг другу, то такую модель отношений ребёнок будет строить в своей семье, когда станет взрослым.
Однако любовь не всегда сила созидающая. Иногда это чувство разрушительно для ребёнка. Слепая любовь родителей часто приводит к формированию эгоистического начала в детях, которые становятся безнравственными потребителями. Нравственное воспитание дошкольника — это процесс, в основе которого — разумная любовь без каких-либо условий.
Влияние окружения на нравственное воспитание дошкольника
Говоря об окружении ребёнка, мы имеем в виду прежде всего его социальные контакты. Попадая в детский сад или посещая творческие объединения, кружки или секции, ребёнку приходится сталкиваться с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Картина мира, сформировавшаяся в семье, часто оказывается не похожа на ту, которая формируется в окружении.
Родители учат быть вежливым и не ругаться. А сверстники могут обидеть и не всегда хорошо выражаются. В семье принято помогать друг другу, делиться и не жадничать. А в детском саду не все дети придерживаются подобных принципов.
Ребёнок, пытаясь понять причины такого несоответствия, обращается за помощью к родителям. Взрослым необходимо объяснять ребёнку, что не всегда окружающие ведут себя хорошо. Нельзя уподобляться им и совершать плохие поступки. Важно, чтобы ребёнок усвоил это правило и не поддавался на провокации сверстников.
Нравственное воспитание дошкольника: что делать родителям?
Нет чётких правил, следуя которым родители могут воспитать в ребёнке нравственные качества. Это долгий процесс, затрагивающий различные сферы жизни малыша. Ежедневно мы, взрослые, учим ребёнка жизни, а опыт он приобретает сам методами проб и ошибок, послушания и непослушания.
Как сделать так, чтобы нравственное воспитание дошкольника было успешным и результативным? Как сформировать нравственные качества и убеждения ребёнка и какова зона ответственности родителей в этом вопросе?
Будьте примером для ребёнка
Чтобы воспитать ребёнка высоконравственным человеком, надо самим быть таковым. В дошкольный период ребёнок во всём подражает родителям. Их поведение — пример для него. То, что делают родители, правильно и хорошо. Поэтому начните с себя. Если ваш малыш кричит, капризничает и неуважительно относится к окружающим, стоит задуматься, а как вы себя ведёте в повседневной жизни. Плохо отозвались о соседке, вступили в словесную перепалку с кассиром в магазине, нелестно высказались в адрес водителя, обогнавшего вас на светофоре…
Именно такое поведение станет образцом для подражания, отложится в детском сознании. Поэтому важно быть таким, каким вы хотите видеть своего малыша: добрым, воспитанным, неравнодушным. Глядя на положительный пример, ребёнок будет стремиться соответствовать идеалу и достигать его.
Есть такие слова: «надо», «можно», «нельзя»
Воспитывая ребёнка в атмосфере любви и доброты, не забывайте о справедливости и ответственности. Ребёнок должен знать, что у него есть обязанности, которые необходимо выполнять. Нравственное начало в человеке строится на системе запретов и разрешений: запретов на плохие поступки и разрешений на благие дела. За любой поступок нужно нести ответственность, а за отрицательный — двойной спрос.
Ребёнок должен знать, что не всё в жизни можно получить только потому, что ты этого хочешь. Пример созидательного труда, идущий из семьи, всегда имеет положительное влияние на детское сознание. Человек имеет блага, если прикладывает к этому усилия. Только в деятельности возможно нравственное развитие. Достичь успеха — значит сделать что-то хорошее, доброе, позитивное.
Говорите правду ребёнку
Возьмите за правило быть честным и искренним с малышом. Это важное человеческое качество, которое обязательно должно быть у ребёнка. Малыш верит вам, у него не возникает сомнений в правдивости сказанных родителями слов. А если вы сказали неправду и не смогли скрыть этот факт, возникший в детском сознании диссонанс приведёт к ому, что ребёнок перестанет верить и будет подвергать сомнению каждое ваше слово и действие. А если ещё и обещания не выполняете, вернуть доверие будет непросто.
Искренности и правдивости ребёнок-дошкольник учится у родителей, которые не имеют права подрывать его доверие. Если нет возможности сказать правду, переведите разговор в другое русло. Или промолчите, если ситуация позволяет это сделать.
Семейные традиции — в основе нравственного воспитания
Эффективный способ воспитать в ребёнке нравственность — вовлечь его в соблюдении семейных традиций и обычаев. Они должны иметь положительный посыл, вызывать чувство гордости у ребёнка. Например, одна из традиций — практика семейного чтения.
Хвалите, но не перестарайтесь
Похвала — необходимое условия воспитания нравственности. Ребёнку важно получать одобрение взрослых, их положительную оценку. Но хвалить нужно за заслуги, а не за то, что ребёнок съел тарелку каши или убрал свои игрушки. Нет, конечно, иногда можно похвалить и за это, но не возводить похвальные слова в ранг великой благодарности. Не обесценивайте это действие.
Похвалите за то, что малыш помог бабушке донести пакет из магазина или покормил бездомное животное. Эмпатия, умение сопереживать, стремление к заботе о других — это то, что необходимо взращивать в ребёнке, поощрять и сохранять. А после — сделать принципами взрослой жизни.