Божок Галина
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Этих дней далеких позабыть нельзя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль патриотического воспитания в становлении личности дошкольника»
«Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру – учат умело, умно,
настойчиво, в результате будет добро.
Учат злу (редко, но бывает и так, в результате
будет зло.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,
потому что и человеком его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – одна из наиболее актуальных.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетьями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу и т. д., но и воспитание уважительного отношения к традициям государства, государственной символике, защитникам Отечества, общенародным праздникам…
В ФГОС дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
Процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
- формирование любви к родному краю;
-формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Формы работы по патриотическому воспитанию :
-создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях;
- чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей;
- целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
В нашем детском саду мы стремимся формировать у своих воспитанников патриотическое сознание через знакомство с героическим наследием своего города и страны в целом.
С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект «Этих дней далеких позабыть нельзя (героико-военные праздники)».
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Задачи проекта :
- подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда хранят память о защитниках Отечества;
- расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детией: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей страны и нашего города;
-воспитывать у детей чувство гордости за нашу страну: от былинных героев до героев Великой Отечественной войны;
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины;
- развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, родители.
В рамках проекта были реализованы три подпроекта : «Улицы нашего района, названные в честь героев войны», «Герои-земляки», «Моя семья».
В группе была вывешена эмблема проекта : «Вечный огонь», три языка пламени которого символизировали три подпроекта.
За время проекта были проведены два литературно-музыкальных мероприятия посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда (с приглашением ветеранов войны – детей блокадного Ленинграда) и Дню Победы; спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества; занятие, посвященное Дню народного единства.
Ко Дню Победы дети изготавливали открытки для ветеранов войны, которые потом были подарены на улицах города.
На протяжении всего года дети знакомились с художественной литературой по данной теме (например, С. Алексеев «Рассказы о Петре Первом, Нарве и делах воинских», сборник «Был город, фронт, была блокада…» и т. д.)
Детям демонстрировались презентации, видеофильмы и мультфильмы по теме.
Огромная роль была отведена участию в проекте родителей. Вместе с родителями дети провели исследования улиц, названных в честь героев войны. Итог – был создан альбом «Улица героя».
В рамках подпроекта «Моя семья» был создан альбом «Я горжусь своими предками». Родители помогли детям составить небольшой рассказ о родственниках, причастных к Победе в Великой Отечественной войне и оформить его, используя фотографии.
Дети вместе с родителями посетили экспозицию под открытым небом «Улица жизни» (посвященную Дню полного снятия блокады Ленинграда, составив фотоотчет.
Я уверена, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволяет решить многие задачи воспитания патриотов Родины.