Елена Шорникова
Роль народной сказки в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста. Нет малыша, который без замирания сердца слушал – бы сказки, рассказанные мамой и бабушкой, он испытывает те или иные и чувства, переживания.
Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.
Публикация «Роль народной сказки в воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка – один из самых распространенных и богатых жанров устного народного творчества. Их рассказывают на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Условно сказки можно поделить на волшебные сказки, сказки о животных, докучные сказки, сказки народов мира и авторские сказки. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказке видели «одну забаву», достойную низких слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.
Сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которые они не ответили бы от себя. Побеждает добро, берет верх справедливости. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина : «Жили – были», а кончаются приговоркой: «Стали жить – поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
О сказке писал и А. С. Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно намек, а не обучение путем запретов, ограничений, наказаний. Понятие «намек» подразумевает возможность индивидуального осмысления содержания сказки, ее «нравственного урока».
К. И. Чуковский писал, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использование тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Да и сам народ в пословицах выражал своё отношение к сказкам : «Сказка – сладка, послушать сладко», «Кашу кушай, а сказку слушай : умом – разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». А пословица, как известно, не даром молвиться.
Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побеждать не только физической силой.
Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения друг к другу, высказывания, просьбы, признаки уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила»).
Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.
В народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и др.). Например: красна девица, ясный сокол, конь – волчья сыть, травяной мешок, встань передо мной как лист перед травой и т. п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников. Усвоение подобных формул помогают ребенку самому творить, самому переделывать, а то и полностью создавать сказки.
Сказки разнообразны по содержанию, динамичности, объёму. Прежде, чем читать детям, воспитателю следует оживить их в памяти и проанализировать.
Условно можно выделить три аспекта анализа:
1. Содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребёнок сумеет понять сам, а на что следует обратить внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, полюбил героев.
2. Языковой. Предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, чтобы язык художественного произведения становился достоянием речи ребёнка.
3. Исполнительский. Педагог должен решить, как правильнее и выразительнее прочитать произведения.
Сказка, является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, выдающийся мыслитель И. А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство : ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовное состояние».
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.