Татьяна Кузьмина
Роль микросоциума в приобщении детей к истокам народной культуры
▼ Скачать
«Народ, который не знает
своей культуры и истории -
презренен и легкомысленен».
Н. М. Карамзин
Сегодня со всех трибун, экранов телевизоров говорят о низком уровне нравственно-патриотического воспитания. Исчезли идеалы, образцы для подражания; обострились межнациональные отношения. А что предлагается взамен? - иностранные фильмы и мультфильмы, из которых на детей льется зло, сквернословия, драки и т. д.
Публикация «Роль микросоциума в приобщении детей к истокам народной культуры» размещена в разделах
Мы забываем свою культуру, которая учит добру, справедливости, честности, любви к Родине, близким людям, воспитывает чувство прекрасного. Попробуйте задать вопрос молодым родителям: «Знает ли кто-нибудь из них хотя бы одну русскую народную песню от начала до конца? - утвердительных ответов будет мало. А ведь культурный пласт, к нашему счастью, еще остался и в городе, и, особенно, в селе. Русский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народная декоративная роспись пленяет душу гармонией, ритмом. Народная музыка восхищает своей наивностью, музыкальным ритмом, красотой звучания. Поэтому считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Если посмотреть, то любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая великая нация, как русская, - нет!
Д. С. Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего национального авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Актуальность: Воспитатель - проводник детей в большой мир.
Он осуществляет преемственную связь поколений, помогая детям освоить общечеловеческий опыт. Только тесная взаимосвязь: детский сад, родители, микросоциум позволяет воспитать социально активную личность, способную сохранить и приумножить культуру и традиции русского народа.
Объект исследования: художественно-творческие способности, коммуникативные качества детей и воспитательные возможности
микросоциума по приобщению к истокам культуры.
Предмет исследования: устное народное творчество, художественно-прикладное искусство русского народа.
Цель исследования: Приобщение детей к истокам народной культуры, к жизни народа в разные исторические времена, к его истории и традициям.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей через разные виды деятельности, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение сообща планировать свою деятельность;
- формировать начала гражданственности, нравственно ценных ориентиров в социальном окружении;
- воспитывать предпосылки социальной активности;
- зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разные исторические времена, к его истории и культуре, к природе России, помочь взрослым воспитать патриотов.
Гипотеза: Целенаправленное и систематическое использование в работе устного народного творчества, художественно-прикладного искусства и воспитательных возможностей микросоциума будет способствовать приобщению к истокам народной культуры при соблюдении следующих факторов:
- при использовании программ «Детство», Князевой «Приобщение к истокам народной культуры» и систематизации материала;
- при включении в работу окружающего социума: библиотека,
школа № 7, школа искусств, совет микрорайона;
- при привлечении к работе родителей.
Новизна: использование нетрадиционных форм проведения занятий: совместно с библиотекой, школой искусств, музея; воспитание социальной активности через народные праздники, совместные выставки, спортивные мероприятия, марафоны в условиях микрорайона.
Практическая значимость: повышение уровня художественно-творческих способностей детей, активное освоение культурного наследия; принесет положительный результат в вопросе социальной зрелости ребенка; повысит социальную активность родителей.