Кристина Юрченко
Роль формообразующих движений в обучении предметному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Роль формообразующих движений
в обучении предметному рисованию»
Уважаемые коллеги, как мы помним, формообразующие движения (линии в разных ее направлениях) - владение такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма любого предмета окружающего мира. Мы понимаем, что формообразующие движения играют большую роль в обучении предметному рисованию. Какую роль, рассмотрим сегодня подробнее.
На занятиях по предметному рисованию перед педагогом стоят следующие задачи:
Публикация «Роль формообразующих движений в обучении предметному рисованию» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
1 - развитие у детей дошкольного возраста ручной умелости: развитие формообразующего движения, развитие амплитуды движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения.
2 – овладение дошкольниками техническими умениями пользоваться ИЗО материалами: карандашом, кистью, гуашью, акварелью, фломастером, дать знания о правилах рисования этими инструментами и научить пользоваться в продуктивной изобразительной деятельности.
3 - научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;
4 - научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;
5 - передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.
Для достижения сходства рисунка с тем, что стремится передать ребёнок в изображаемом предмете должны быть использованы все средства рисунка, другими словами – отражены: форма предмета, его величина, строение, цвет, положение в пространстве.
Основным свойством, позволяющим установить сходство изображаемых предметов с действительными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно.
Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Прежде всего, дети учатся изображать предметы округлой и прямоугольной формы. При этом они ещё не отличают предметов круглой формы от предметов удлинённо-округлых, овальных, прямоугольных от квадратных, т. е. форма передаётся приблизительно.
Формообразующие движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием: чем лучше дети учатся контролировать свои движения взглядом, тем отчётливее и точнее они передают форму предмета.
Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам – кругу, квадрату, прямоугольнику, к телам – шару, кубу, цилиндру.
Так, например, мячик, яблоко, апельсин, воздушный шарик в основе своей имеют форму шара, лопатка напоминает прямоугольник. Все эти предметы, состоящие из одной части и деталей (черенок у яблока, палочка у флажка). В их оценке может применяться лишь первоначальный критерий – узнавание предмета. Для этого должны наличествовать основные части и приблизительно правильно изображённая форма – округлая, прямоугольная и пр.
Так же не стоит забывать о правильном обследовании формы предметов. Педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети для дальнейшего изображения. Особенно полезно использование действенных способов знакомства с формой предметов (обвести, прокатить, ощутить очертания). Необходимо учить детей воспринимать, так как самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения (можно спросить, с чего они начнут рисовать, дальнейшее планирование, порядок работы). Готовые образцы, созданные воспитателем, в обучении предметному рисованию используются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет или иллюстрацию.
Так же при планировании работы воспитатель должен продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения формы предмета. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. И тогда при рисовании круга у ребенка уже сформирован зрительный образ данной формы, его руке становится более понятным создание линейного контура.
Далее знакомство с формами и умение передавать их в рисунке расширяются. Дети постепенно начинают различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций : рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагают изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур: так, форма груши, свеклы, помидора неравнозначна шару. Научить детей не только видеть сходство предмета с геометрической фигурой и отличие от неё, но и передавать это в изображении – серьёзная задача для педагога.
Одно из средств реалистического, выразительного изображения – передача величинных отношений частей в предмете и предметах между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только предметы большой и маленький.
В последующих группах это умение всё более и более усложняется: от детей требуется передача отношений частей по величине, соотношений по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке. Решение этой задачи связано с развитием руки и глаза в процессе создания изображения.
Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов : большого и маленького – удаётся без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, ещё меньше. Здесь требуется более точное движение рук и пристальный зрительный контроль. Ещё труднее передать пропорциональные отношения – насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно формирует у детей умение отражать эти отношения в рисунке.
Немаловажная задача - научить детей дошкольного возраста правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Неумение правильно держать перечисленные инструменты тормозит формирование формообразующих движений (что является основой предметного рисования). Какие же приё мы педагог может использовать в достижении такой задачи:
1 блок: пальчиковая гимнастика, направленная на формирование правильного захвата прибора, так называемую “щепоть”.
• “Покатаем шарики” предложить покатать небольшие шарики (камушки марблс, используя только три пальчика: большой, указательный и средний. Начинать упражнение лучше в медленном темпе, постепенно ускоряясь.
• Использование штампиков с держателями, что помогает формировать правильный захват.
• Собираем палочки в корзинку - попросите дошкольника собрать разбросанные палочки, коктейльные трубочки, ватные палочки по одной в кулачок, как в корзинку. Важно, чтобы он собирал только тремя пальчиками ведущей руки, не помогая себе второй рукой.
• “Гладим карандаш” предложите "пожалеть" карандаш и "погладить" его тремя пальчиками ведущей руки (нужно схватить карандаш сверху и держать его перпендикулярно поверхности стола, затем он должен постепенно съезжать пальчиками по карандашу вниз).
2 блок направлен на развитие моторики, что тоже поспособствует развитию мышц пальцев и умение их правильно соединять и удерживать подолгу в нужном положении.
Например: использование пальчиковых тренажеров: пальчиковый твистер, пальчиковые дорожки-тренажеры.
3 блок использование насадок на карандаш, кисти для правильной фиксации пальцев руки.
Таким образом, условием, необходимым для изобразительного творчества ребенка – является овладение двигательными умениями и навыками, иначе ребенок не сможет воплотить задуманные образы в формы. Чем выше уровень развития формообразующих движений дошкольников, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.