Папки-передвижки

Исследовательская работа «Роль дидактических упражнений в формировании грамматически правильной речи»

Екатерина Емельянова
Исследовательская работа «Роль дидактических упражнений в формировании грамматически правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль дидактических упражнений в формировании грамматически правильной речи»

Содержание

Введение 2

1. Развитие словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 4

2. Роль игры в дошкольном возрасте 7

3. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм 8

Заключение 13

Список использованной литературы 14

"Грамматика - логика языка"

К. Д. Ушинский

Публикация «Исследовательская работа „Роль дидактических упражнений в формировании грамматически правильной речи“» размещена в разделах

Введение

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Взрослый сам не осознает грамматических значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Вопрос о формировании у дошкольников грамматического строя речи (морфологического и синтаксического) с помощью дидактических игр мы и рассмотрим в данной работе.

1.

Развитие словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формирует на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом.

Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются чувственной основой речи.

Изучение детской речи издавна привлекает внимание специалистов: педагогов, психологов, логопедов, врачей.

Так, А. Н. Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» выделил периоды в формировании грамматического строя русского языка, в процессе его усвоения ребенком, характеризующийся специфическими особенностями:

Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в ином неизменном виде во всех случаях, где они используются;

Период освоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категория и их внешнего выражения;

Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения.

Исследования А. Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей.

Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в развитии речи, что обусловлено разными причинами. Это прежде всего выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: предметы, люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым ему книгам и по рассматриваемым картинкам.

Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых вводов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и о увиденном, о замысле игры, о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, о прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами – о всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка. На основе развивающейся жизни в коллективе возникает необходимость сговариваться об общем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнение правил т. п. В зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки и т. д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые формы: указания, оценки, согласования, действия и т. п.

В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка возникают потребности в формулировании собственного замысла, в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения действий. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой. Следует отметить, что функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Дети дифференцированно используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения и высказываний сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснять, убедить его, доказать.

Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении им грамматического строя родного языка.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А. Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от 3 до 7 лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период происходит разграничение ранее смешивавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время усваиваются как единичные, стоящие особняком формы.

2. Роль игры в дошкольном возрасте

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;

игровые правила;

игровые действия;

окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

3. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм

Работа по формированию грамматического строя речи у детей

дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с

использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Классификацию дидактических игр по формированию грамматического строя речи можно представить в виде схемы:

Игры и упражнения на словоизменение

С помощью этих дидактических игр:

• учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа (игры: "Чего не стало?": ленточки ленточек, карандаши - карандашей, помидоры - помидоров; "Чего не хватает кукле?": шапки, варежек, брюк и т. п.).

• обращают внимание на неизменяемые слова типа пальто, кофе, радио, кенгуру (игры "Ателье", "Кафетерий" и др.)

• учат правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. (игры и упражнения: "Какой, какая, какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").

• учат различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дошкольников учат правильно употреблять категорию рода глаголов прошедшего времени (игры "Кто, что делал?", Как ты провел выходные"); образовывать форму повелительного наклонения глаголов (игры "Зайка сделай", "Кукла станцуй" и др.). Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.). Составляя с глаголами словосочетания и предложения дети учатся строить связные высказывания (упражнение " Закончи предложение", "Что умеют делать звери?" и т. п.)

• дошкольники учатся образовывать степени сравнения прилагательных( "Маленький пакет тяжелый, а большой … тяжелее, синяя лента длинная, а красная. длиннее").

Игры и упражнения на словообразование

Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

Образование названий детенышей животных

Образование названий профессий

Образование названий посуды

Образование однокоренных слов

Важное место занимает ознакомление детей со способами образования названий детенышей животных, предметов посуды, профессий, рода деятельности людей. (игры "Кто у кого?", "Магазин посуды", "Все профессии важны, все профессии нужны", "Мишка - музыкант" и т. д.).

Приемы образования таких слов аналогично с образованием однокоренных слов, так как многие таковыми и являются.

В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

• суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

• приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

• смешанного способа настольный, разбежался, убегающий и т. п.

В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище (Игры "Скажи ласково", "Кузовок", "Кто сумеет похвалить" и др.). В этой подгуппе следует уделить внимание образованию прилагательных. Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей, -е-, -те (синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый - чище - более чистый. Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный). Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое); и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности)

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи

Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Одним из путей совершенствования синтаксического строя речи является решение детьми разных проблемных ситуаций - загадывание и отгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок.

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводиться в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает составленный им текст.

Заключение

К. С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной,

разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Изучив взятую нами проблему по использованию дидактических игр в формировании грамматического строя речи у дошкольников, мы пришли к следующим выводам:

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач в развитии речи детей. От правильного подхода взрослого к решению данной задачи зависит не только развитие речи каждого

ребенка, но и его общего развития.

Обучение детей грамматике довольно сложный процесс и он включает в себя не только обучение детей, но и исправление грамматических ошибок, возникающих как следствие особенностей развития грамматической стороны речи дошкольников, так и в результате неправильной работы, неграмотной речи взрослых.

Одним из важнейших средств развития грамматически правильной речи дошкольников является дидактическая игра, которая позволяет педагогу сделать обучение детей интересным и увлекательным, а так же включать работу по формированию грамматического строя речи детей в разнообразные направления работы с детьми.

Дидактические игры по грамматике можно разделить на три группы: игры и упражнения на словоизменения, игры и упражнения на словообразование и на совершенствование синтаксической стороны речи. Каждая из групп имеет свои подвиды игр, которые и ложатся в основу работы по формированию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 1997.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1974г.

5. Козлова С. Н., Куликова С. Н. Дошкольная педагогика - Москва, 2000 г.

6. Пралеска: программа дошкольного образования/ сост. Е. А. Панько и др. Минск: НИО; Аверсев, 2007г

7. Работаем по программе "Пралеска": методические рекомендации/ сост. Е. А. Панько и др. Минск: НИО; Аверсев, 2007г

8. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

9. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977 г.

Публикации по теме:

Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи. Основным средством формирования грамматически правильной речи является.

«Такие разные буквы». Формирование у детей грамматически правильной речи«Такие разные буквы». Формирование у детей грамматически правильной речи Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фо-нетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения.

Формирование правильной осанки детей старшего дошкольного возраста посредством физических упражнений Курсовой проект Профессиональному модулю ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развития.

Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников Содержание: Введение 1. Использование дидактических игр и упражнений 1.1. Понятие «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение» 1.2. Дидактические.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребёнка» Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге,.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Презентация «Роль воспитателя в формировании речи у детей второй группы раннего возраста» Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Роль родителей в формировании речи детей Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Формирование грамматически правильной речи, заучивание стихотворения» Занятие по развитию речи в средней группе Тема: формирование грамматически правильной речи, заучивание стихотворения Саконской «Где мой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Роль дидактических упражнений в формировании грамматически правильной речи»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 13:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Роль дидактических упражнений в формировании грамматически правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Емельянова (УИ 495801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД