Светлана Минькова
«Родные напевы». Сценарий детско-родительского досуга для детей подготовительной и старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование детско-родительского сообщества на основе ознакомления с русской поэзией, традиции культурного совместного досуга.
Задачи:
• Воспитание у детей литературного вкуса, любви к русской поэзии;
• Обогащение речи эпитетами, сравнениями, образными выражениями;
• Воспитание культуры поведения;
• Развитие социально – партнерских взаимоотношений с Прасковейской Детской школой искусств.
Предварительная работа:
• Заучивание с детьми стихов о природе, Родине: Лермонтова, Пушкина, Тютчева, Бунина, Никитина; песен.
Публикация «„Родные напевы“, Сценарий детско-родительского досуга для детей подготовительной и старшей группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2019
• Наблюдение в природе, рисование на тему «Мой край», описание картин.
• Выставка картин юных художников «Моя Родина».
• Выставка детско – родительских работ «Мой дом».
• Выпуск брошюры «Стихи о Родине».
Участники праздника: дети подготовительных и старшей группы, педагоги, родители, учащиеся и преподаватели Прасковейской детской школы исскуств.
Оборудование и материалы: атрибуты к постановке (стол, стулья, самовар, сапожки из фетра, искусственные цветы, балалайки, кувшин, дудочка, платочки, костюмы для участников, шапочки – маски); мультимедиа технологии.
Ход:
Дети и гости входят в украшенный зал.
Звучит музыка
Слайд №1
Ведущий1:
Добрый вечер, дорогие друзья и гости! Мы рады вновь видеть вас в нашей музыкально-литературной гостиной «Элегия». Продолжая говорить о музыке, живописи и поэзии, необходимо вернуться к истокам, к народному творчеству. Наши встречи мы хотим посвятить волшебному преображению музыкальных инструментов, от народных до оркестровых. Поэтому цикл наших встреч носит название «От балалайки до скрипки».
Ведущий2:
К нам в гости пришли наши хорошие и давние друзья, учащиеся Прасковейской Детской школы искусств. Поприветствуем их.
Слайд №2
Музыка всегда окружала человека. Музыка ветра, музыка листвы деревьев в лесу, музыка травы в поле, музыка колышущегося тростника. Срезал пастух тростник, просверлил дырочки, и вот уже зазвучала свирель. Сегодня наша первая встреча и посвящена она народной музыке, народным инструментам. Интересно, а вы их знаете? (Ответы гостей и детей) Сейчас мы это проверим! Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. При правильном ответе на экране появится отгадка, а ребята – музыканты покажут, как звучат некоторые инструменты.
1. Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
(Балалайка) Слайд №3
2. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь) Слайд №4
3. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких.
(Ложках) Слайд №5
4. А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху.
(Свирель) Слайд №6
5. Сам Садко на них играл,
И душевно напевал.
Перебрал он много струн,
Вышел из моря Нептун.
(Гусли) Слайд №7
6. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят!
(Трещетки) Слайд №8
7. Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий…
(Бубен) Слайд №9
8. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.
(Барабан) Слайд №10
9. Вышел в поле пастушок,
Заиграл его.
(Рожок) Слайд №11
Слайд №12
Молодцы! Давайте скажем ребятам и преподавателям – «Спасибо!», пожелаем дальнейших творческих успехов и пригласим на следующую встречу.
Ведущий1:
Народная музыка и художественное творчество (ремесла) всегда вдохновляли художников и музыкантов. Слайд №13 (заставки картины русских художников). Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров, Василий Иванович Суриков, Валентин Александрович Серов, Виктор Михайлович Васнецов, Илья Ефимович Репин в картинах этих и других художников отражена красота русской природы, ее мощь, ширь и сказочность.
В музыке русских композиторов: Михаила Ивановича Глинки, Александра Порфирьевича Бородина, Модеста Петровича Мусорского, Петра Ильича Чайковский, Николая Андреевича Римского – Корсакового, можно услышать мотивы русских песен, подражание звучанию народных инструментов. Предлагаю послушать фрагмент увертюры к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москва – реке». Слайд №14 (заставка 1)
Слайд №14 (заставка 2)
Родитель:
Иван Саввич Никитин
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывёт;
Вот один взмахнул лениво
Крыльями — и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.
Слайд №14 (заставка 3)
Звучит музыка жалейки.
Выходит пастушок с дудочкой, за ним девочки.
1 ребенок:
Светлана Скорик
Пастушок.
Пастушок, пастушок, заиграй-ка ты в рожок,
Собирай скорее стадо и гони на бережок
Да на сочные луга, чтоб нагуливать бока,
Чтобы было нынче вволю творога и молока.
Пастушок, пастушок, от травы такой душок
Сочный, радостный, дурманный, где овражек и ложок.
Ешь, буренка, от души, травы больно хороши –
Хоть на сено собирай их, хоть картины с них пиши.
Пастушок, пастушок, ну – ка, вытянем мешок
И в него положим вечер, тонкий месяц и стишок,
Этот терем полевой и обрыв береговой.
Дома, в горнице, расстелем крепкий запах луговой.
Девочка угощает пастушка молоком, остальные забирают у него дудочку.
2 ребенок:
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
— На-ка, милый пастушок,
Ты спеши на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Деток кашкой кормить.
Хороводная песня – игра: «Пастушок»
Дети уходят.
Ведущий1:
Зарисовку «Утро» показали нам ребята подготовительной группы «Пчелки», воспитатель Светлана Алексеевна Тютюникова.
Слайд №15 (заставка картины русских художников о ярмарке)
Ведущий2:
Музыка звучала не только в будни: рожок пастуха, песни женщин занятых работой, но и в праздники. Ярмарки – это средоточие труда многих людей. Это веселый торг. Сюда приезжали себя показать и на других посмотреть.
3 ребенок:
Русь! Ты сказочно богата,
Песней рек, ковром полей
Но на свете лучше злата,
Радость ярмарки твоей.
Шутки, смех, веселье, пляски,
Скоморохи, ложкари
Чудо-песни, чудо-сказки,
Пляс до утренней зари.
4 ребенок:
Нынче всех гостей встречаем
Хлебом-солью привечаем.
Вот товар, вот угощенье:
Пряники, коврижки, мёд.
Наша ярмарка играет,
Наша ярмарка поёт!
5 ребенок (Скоморох) :
У народа нет рояля,
Белого на ножках,
Но, зато, есть балалайка,
С Тульскою гармошкой!
Танец «Русская ярмарка»(с балалайками)
Русская Ярмарка (детский вокальный коллектив «Капель»)
5 ребенок (Скоморох) :
А на ярмарке, смотрите
Есть театр. Вот это да!
Приглашаем, не стесняйтесь,
Заходите все сюда.
6 ребенок:
Марина Лапина
Детский театр.
Любимый наш театр
Со сценою-малышкой,
Он сказку открывает
И дружит с детской книжкой.
7 ребенок:
Весёлые артисты –
Совсем не велики,
И в возрасте артисты –
От трёх и до шести.
8 ребенок:
Талант они раскроют
До донышка души –
Прекрасные артисты,
Хотя и малыши!
5 ребенок (Скоморох) :
Начинаем представление
Всем на удивление.
Слайд №16
Опера для детей М. Красева
Муха Цокотуха.
Действующие лица:
кузнечики со скрипками - 3 чел., бабочка, пчела, блошка, муха, паук, комар, божья коровка, таракан, стрекоза, муравей, клоп.
Ведущий1:
Муха, муха, Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, муха денежку нашла,
Пошла муха на базар и купила самовар.
Муха:
Я – Муха Цокотуха, позолоченное брюхо
Я сегодня жду гостинца, я сегодня именинница.
Я ходила на базар, и купила самовар,
Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком.
Я муха Цокотуха, позолоченное брюхо!
У меня для гостей, гостей,
Много вкусных сластей, сластей.
Ведущий1:
Узнали лесные букашки и полетели к мухе поздравлять с праздником.
Пчела и Блоха (поют) :
Здравствуй, Муха Цокотуха, позолоченное брюхо.
Мы со всех родных лугов принесли тебе цветов, цветов!
Пчела:
Я соседка пчела тебе меду принесла.
А какой он чистый, сладкий и душистый.
Муха:
Спасибо, спасибо, мои дорогие.
Садитесь за стол, самовар готов.
Блоха:
Ты прими от блошки вот эти сапожки.
Сапожки не простые в них застежки золотые.
Муха:
Спасибо, спасибо, сапожки на диво!
Садитесь вот тут, скоро гости придут.
Ведущий1:
Распахнулось окно и в комнату влетела бабочка.
Бабочка (поет) :
Я бабочка – шалунья, веселая летунья,
Порхаю по полям, по рощам и лугам.
Я порхала по цветам, прилетела в гости к вам.
Поздравляю, поздравляю, счастья, радости желаю.
Ведущий1:
Вдруг что-то зашумело, зашелестело и входит таракан.
Тараканы (поют) :
Шу-Шу-Шу-Шу, вот, вот, во-от вам цветочки,
Шу-Шу-Шу-Шу, Са-ам со-обрал я на лужочке.
Муха:
Спасибо, спасибо, букет красивый!
Бабочка:
Очаровательно, замечательно!
Пчела:
Чудесно!
Муха:
Прошу за стол садиться, чайку напиться!
Ведущий1:
Распахнулись двери и в комнату влетели новые гости: клоп, муравей, стрекоза, кузнечики, божья коровка.
Муха:
Ешьте, ешьте, не стесняйтесь, угощайтесь.
Посмотрите какие испекла пироги я!
Кузнечики:
Замечательно! Прелестно! Чудесно!
Муха:
Бабочка, красавица, кушайте варенье
Или вам не нравятся наши угощенья?
Бабочка:
Ваше угощенье просто загляденье!
Все:
Просто объеденье - ваше угощенье!
Исполняется танец «Кадриль», музыка внезапно прерывается…
Все кричат:
Что за беда? Что за несчастье! Да это паук!
Паук (поет) :
Я злой паучище, длинные ручищи.
Я за мухой пришел, Цокотухой пришел, при-шел…
Муха:
Дорогие гости, помогите, паука-злодея прогоните!
И кормила я вас, и поила я вас.
Не покиньте меня в мой последний час!
Паук:
Я не только муху съем, я и пчел, и комаров
Всех попробовать готов, всех съесть готов! Ха-ха-ха!
(Поет) :
Я злой паучище, длинные ручищи.
Я всех мух погублю, в паутину их ловлю, ловлю…
Ведущий1:
Вдруг, откуда ни возьмись, маленький комарик.
И в руке его горит маленький фонарик.
Комар (поет) :
Я комар храбрец, удалой молодец!
Где паук? Где злодей? Не боюсь его когтей!
Паука я не боюсь, с пауком я сражусь.
Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!
Комар с пауком сражаются, паук падает.
Комар подходит к мухе, берет ее за руку.
Комар:
Я злодея погубил?
Муха:
Погубил!
Комар:
Я тебя освободил?
Муха:
Освободил!
Комар:
А теперь, душа девица, на тебе хочу жениться!
Эй, усатый таракан, садись за барабан!
Кузнечики-скрипачи, жуки-трубачи!
Вы скорее начинайте, веселее нам играйте!
Все участники спектакля выходят на сцену.
Хор исполняет финал:
Бом. Бом, бом, бом, пляшет муха с комаром,
А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ.
Стрекоза щеголиха с муравьем танцует лихо,
Сам усатый таракан громко бьет в барабан!
Та-ра-ра, та-ра-ра, заплясала мошкара,
Веселится народ, пляшет, песни поет:
Хвалит смелого, лихого, удалого комара.
Бом,бом, бом, бом пляшет муха с комаром
А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!
Пляшет бабочка-шалунья, машет крылышком, игрунья,
Пчелка с блошкой обнялись, словно ветер понеслись.
Нынче муха-Цокотуха и-ме-нин-ни-ца!
5 ребенок (Скоморох) :
Ой, вы, гости дорогие,
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья,
Говорим вам: "До свиданья! "
Ведущий1:
Зарисовку «Ярмарка» показали нам ребята подготовительной группы «Смешарики», воспитатель Марина Николаевна Курдаева.
Спектакль «Муха – цокотуха» показали ребята старшей группы «Ромашки»,
воспитатель Светлана Викторовна Минькова.
Ведущий2:
Скоморохи на пирах, шарманщики, кукольники – это начало, зарождение театра. Музыка для театра имеет большое значение. Спектакли, балет, опера – многие композиторы писали музыку для этих видов театральных постановок.
Михаил Иванович Глинка, вальс из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Родители:
Марина Лапина
Прощальное
Закрывается занавес,
Лепестки закрывая в бутон.
Мы со сказкой прощаемся,
И уходит она, словно сон.
Гаснут свечи печальные,
Затихает малиновый звон,
В наших душах распахнутых
Пусть надолго останется он.
Слайд №17 (фотографии с видами русской природы)
Ведущий2:
Сегодня мы с вами говорили о русской народной музыке, слушали ее. Рассматривали репродукции картин, на которых отражена красота русской природы, русской глубинки и людей, населяющих ее. Во всем этом отражена широта, доброта русской души, любовь к отечеству, тоска по Родине.
Александр Порфирьевич Бородин, хор половецких невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь».
9 ребенок:
Паранин Валерий
Я люблю село родное,
Я люблю свой дивный край,
Дом на холмике высоком,
На окне цветёт герань.
Я люблю леса и речку,
И тропинку вдоль полей,
И пьянящий запах сена,
И жужжание шмелей.
Я люблю весны цветенье
И осенний листопад.
Я люблю зимы творенье,
Летний зной и снегопад.
Нет роднее в мире края
Где бы был так счастлив я.
Никогда я не забуду
Сердцу милые места.
Ведущий1:
Михаил Иванович Глинка, Ноктюрн «Разлука»
Слайд №18
Вот и подошла к концу наша встреча в музыкально-литературной гостиной «Элегия». До свидания! До новых встреч!