Гиляна Болдырева
Родной язык в детском саду: создание условий для вовлечения ребенка в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык в детском саду: создание условий для вовлечения ребенка в образовательный процесс
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Публикация «Родной язык в детском саду: создание условий для вовлечения ребенка в образовательный процесс» размещена в разделах
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей.
К сожалению, детей, знающих свой родной язык, мало. Калмыцкий язык стоит перед угрозой исчезновения. В основном на родном языке говорят бабушки и совсем немного молодых людей современного общества владеют родным языком.
Перед нами встала проблема: как возродить калмыцкий язык? Решение данной проблемы мы видим в изучении родного языка в детском саду. Чем раньше это обучение произойдёт, тем лучше будет результат.
Но главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка : русский и калмыцкий. Всё начинается с языка, а в языке со слова, ибо «В начале было Слово». Поэтому представляется необходимым остановиться на проблеме создания условий для вовлечения ребёнка в образовательный процесс. Первичное обучение родному языку может начинаться с 3-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в некоторых смешанных семьях вообще отсутствует среда общения на родном языке.
В ДОУ калмыцкому языку обучаются дети всех возрастных групп без учета национальной принадлежности по программе «Бичкд дин садт хальмг кел дасхл на к тлвр» под научным руководством В. К. Эрендженовой и авторами-составителями Л. И. Бальджиковой и др. Данная программ а построена по сюжетно-тематическому принципу и содержит 19 тем:
1. Знакомство. 2. Погода. 3. Детский сад. 4. Игрушки. 5. Осень. 6. Овощи. Фрукты. 7. Зул. 8. Части тела. 9. Одежда. 10. Зима. Зимние игры. Новый год. 11. Семья. 12. Дом. Мебель. 13. Ца ан сар. 14. Продукты. Посуда. 15. Весна. Птицы. 16. Дикие животные и птицы. 17. Домашние животные и птицы. 18. Лето. 19. Школа.
Непосредственно образовательную деятельность в дошкольном учреждении проводит педагог дополнительного образования, воспитатели групп ведут работу по закреплению изучаемого материала.
В ходе проведения образовательной деятельности, особое значение уделяется изучению разных форм устного народного творчества (пословицы, скороговорки, считалки, благопожелания, сказки и др.) , через которые обогащается речевая активность, пополняются знания детей о прошлом калмыцкого народа, его нравственно-духовных ценностях, к своему наследию. Понимая важность игры в жизни детей дошкольного возраста, уделяется большое внимание использованию народных игр как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и режимных моментах, при проведении праздников и развлечений. Народная игровая мудрость знакомит детей с традиционным укладом жизни калмыцкого народа, его особенностями, раскрывает представления жизни народа в прошлом посредством ведущей деятельности детей этого возраста.
В ходе проведения образовательных ситуаций по обучению детей калмыцкому языку используются следующие педагогические технологии и приемы: «УДЕ» П. М. Эрдниева. При крупноблочной подачи изучаемых тем языка : «Времена года», «Дом. Семья. Продукты питания. Посуда», «Дикие животные и птицы. Домашние животные и птицы».
Средства активизации словаря из методики интенсивного обучения иностранным языкам Г. А. Китайгородской (эмоции, жесты, пропевки)
Мнемотехнические приемы обучения детей: схемы, таблицы, дорожки, карточки, коллажи и т. д.
Развитие интереса к калмыцкому языку становится основной задачей в младшем дошкольном возрасте, и для ее реализации используется разнообразные методы. Работа с детьми младшего дошкольного возраста строится только на игровых приемах с использованием кукол, игрушек, картин, иллюстраций и других предметов, необходимых для создания заинтересованного обучения детей калмыцкому языку.
Основной задачей изучения калмыцкого языка в старшей и в подготовительной возрастной группе является закрепление изученного материала. В процессе обучения калмыцкому языку дети должны научиться понимать и воспроизводить калмыцкую речь в рамках доступной для них тематики, усвоенных слов, словосочетаний и несложных предложений связной речи. Развивать интерес детей к калмыцкому языку, желание говорить на языке, слушать песни, рассказывать стихи, пословицы, благопожелания.
Обучение калмыцкому языку дошкольников этого возраста реализуется преимущественно с помощью игровых методов, так как игра является для ребенка естественной деятельностью, и именно в ней он в большей степени проявляет себя как субъект. Игровые методы представлены широким спектром сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр. Для организации дидактического процесса на основе предпочитаемых видов детской деятельности используются в этом возрасте вариативные формы выполнения одного и того же задания.
Так для повторения новых слов можно использовать дидактическую игру, исполнение песни, рисование по теме или аппликацию, отображающих изученную лексику. В рамках обучения дошкольников калмыцкому языку одной из основных задач обучения является формирование коммуникативной компетентности. Дети обогащают на только словарную речь, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми. Формируются первоначальные основы навыков диалогической речи. В качестве эффективного метода обучения дошкольников используется и дидактическая игра. В данном направлении используется опыт работы учителей родного языка и воспитателей групп с этнокультурным компонентом обучения и воспитания дошкольных образовательных учреждений республики Калмыкия. Игры используются при проведении НОД и в самостоятельной деятельности детей. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение материала. На основе более высокого уровня познавательной и игровой деятельности дошкольника, уделяется должное внимание подвижным играм и физкультминуткам на калмыцком языке.
В процессе организации обучения калмыцкому языку наблюдается тесное взаимодействие учителя родного языка с воспитателями и педагогами-специалистами. Содержание обучения калмыцкому языку интегрируется с другими видами деятельности детей в детском саду (музыка, физкультура, художественная деятельность).
Интеграция состоит в следующем: воспитатели проводят занятия с использованием изучаемого материала по калмыцкому языку;
инструктор по физической культуре проводит калмыцкие игры, повторяет детские песни, для дальнейшего органичного включения их в педагогический процесс работы группы;
музыкальный руководитель использует стихотворный и песенный материал для проведения развлечений, праздников, учит с детьми песни, танцевальные движения, знакомит с музыкальной культурой калмыцкого народа.
Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков родной речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. На сегодняшний день дети умеют здороваться на калмыцком языке, говорить «спасибо», прощаться, петь песни,стихи,йоряли, слышат и понимают отдельные фразы.