Светлана Сигунькова
Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества. Одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности является художественно-эстетическое воспитание. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно- воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста. Как указано в ФГОС ДО Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. Активное применение новых педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что способствует совершенствованию педагогической работы. В связи с этим педагоги нашего ДОУ активно используют в образовательной работе с детьми метод проектов, как инновационную педагогическую технологию. Так в начале этого учебного года воспитателями подготовительной группы был разработан проект «Мой край родной»
Публикация «Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта „Мой край родной“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Актуальность проекта :
Актуальность проекта состоит в том, что недостаточно педагогической литературы и методических пособий для ознакомления детей с городом Сергач. Дети мало знакомы с историей, культурой, природным и социальным окружением родного края. В результате этого у детей не достаточно представлений и впечатлений для отображения в художественном творчестве своего отношения к родным местам. Участники проекта : дети подготовительной группы,
воспитатели группы,
педагог дополнительного образования по
изобразительной деятельности, родители.
Вид проекта : исследовательский, информационный, творческий
По количеству: групповой
По продолжительности: долгосрочный (срок реализации : сентябрь – май)
Цель проекта :
Развитие духовно-нравственной личности через эстетическое восприятие окружающей действительности родного города. Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы и объектами социального окружения.
Задачи:
1. Воспитывать у детей уважительное отношение к истории родного края, интерес к познанию своей малой Родины.
2. Развивать образное эстетическое восприятие объектов и явлений природы; творческое воображение, способности к составлению композиции изображений объектов растительного и животного мира родного края.
3. Формировать способы практического применения полученной информации о родном городе в художественной деятельности. 4. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформирован устойчивый интерес к малой родине; дети знакомы с историей, культурой и традициями родного края, с его достопримечательностями;
- у детей проявляется активность и самостоятельность в выборе сюжета рисунка, умения и творческие способности к изображению своей малой Родины;
- дети имеют навыки составления композиции панорамы города;
- понимают важность в сохранении красоты родных мест и могут передавать красоту природы разными средствами изображения в своем художественном творчестве.
При организации проектной деятельности мы учитывали следующие принципы педагогической работы:
- Принцип доступности изучаемого материала (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Принцип интеграции (рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и творческих нагрузок).
- Комплексно-тематический принцип (непрерывность и последовательность педагогического процесса). Этот принцип позволяет вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОО, сотрудничества с социумом и родителями; эффективно организовывать усвоение краеведческого материала детьми. Важно тщательно продумать, что показать и рассказать детям, что можно наблюдать в окружающем, выделить характерное для своего края.
В ходе реализации проекта нами были использованы следующие формы и методы работы с детьми:
- беседы и эмоциональные рассказы;
- тематические экскурсии и целевые прогулки;
- наблюдения в природе;
- выставки детских рисунков;
- чтение художественной литературы (рассказы и стихи о Сергаче);
- культурно-досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап (1 половина сентября);
Основной этап (со 2 половины сентября – по 1 половину мая)-
делится на 3 цикла;
Заключительный этап (2 половина мая).
Первый этап – подготовительный.
Цель: отобрать и систематизировать теоретический и методический материал по теме проекта; создать условия для реализации проекта; активизировать родителей к участию в проектной деятельности.
Все участники проекта подбирали теоретический и методический материал по теме проекта, куда вошла и художественная литература о городе, сбор информации об истории города, подбор иллюстративного материала. Я разработала перспективное тематическое планирование ООД по художественной деятельности. Воспитателями был разработан перспективный план по познавательному развитию детей, намечены мероприятия по взаимодействию с социумом. Родители помогали в подборе материала по темам «Сергач старый и новый», «Достопримечательности Сергача».
Основной (практический) этап разбит на 3 цикла.
Первый цикл называется «Природа родного города».
Цель: Формировать у детей образные представления и образное мышление средствами эстетического восприятия природы. Развивать творческие способности в изобразительной деятельности под воздействием красоты окружающей родной природы.
Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Была организована экскурсия в дендрарий, где дети смогли увидеть разнообразие деревьев и кустов, красочное осеннее разноцветие природы. Дети посетила краеведческий музей им. Громова, узнали какие птицы, насекомые, звери обитают в нашем крае. Проводились познавательные занятия с использованием иллюстраций и фотографий. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе родного города, рассматривание репродукций, рисунков учащихся художественной школы, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать и вызывать стремление перенести в художественную деятельность, что я постаралась реализовать в этом цикле проекта.
План реализации проекта основного этапа.
1 цикл «Природа родного города».
ООД по образовательной области «Познавательное развитие»
«Природа и человек»
«Путешествие в осенний лес»
«Животные нашего леса»
«Рассматривание и рассказывание по картине А. Саврасова
«Поздняя осень»
«В гости к зиме»
«Птицы – наши друзья»
«Русская березка»
«Путешествие в мир весны.
Реализация 1 цикла в изобразительной деятельности детей :
Рисование «Осень в гости к нам пришла»
Коллективная лепка «Животные в осеннем лесу?»
Рисование с элементами аппликации «Животные и птицы нашего края» (коллективная работа)
Рисование «Деревья в нашем парке»
Лепка «Домашние птицы»
Рисование «Зима в городе»
Рисование «Зимующие птицы в нашем городе»
Рисование «Белая береза под моим окном»
Аппликация «Цветы луговые»
Рисование «Черемуха»
Аппликация «Скворечник и птицы»
Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
Аппликация «Мы вокруг березки встанем в хоровод» (коллективная работа)
Выставка детских рисунков «Осень в городе»
Выставка совместного творчества «Осенний букет»
Вашему вниманию представлены детские работы в ходе реализации данного цикла. (Слайды)
Второй цикл основного этапа «Мой город, моя улица»
Цель: Познакомить детей с архитектурой родного города и его достопримечательностями. Развивать наблюдательность у детей, учить дошкольников внимательно рассматривать здания, их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей и передавать образы разных архитектурных сооружений в художественной деятельности.
Реализация 2 цикла «Мой город, моя улица».
В реализации этого цикла были организованы экскурсии по городу, в ходе которых дети познакомились с разными домами и зданиями, улицами. Активное участие приняли родители при создании альбомов: «Сергач – старый и новый», «Достопримечательности Сергача». В ходе экскурсий, рассматриваний иллюстраций и фотографий дети узнали о назначении разных зданий и их отличия – жилой дом, школа, ФОК, вокзал, магазины и др.
В результате проделанной работы мною была подготовлена и представлена детям презентация на тему «Мой Сергач», в которой дошкольники продолжали ознакомление с архитектурой, городским строительством, трудом земляков. Всё это помогает воспитать уважение к жителям родного города. Свои знания, впечатления и умения дети выразили в своих рисунках, где постарались передать точность изображения зданий и улиц.
Реализация цикла «Мой дом, моя улица» в изобразительной деятельности детей :
Рисование «Дом, в котором я живу»
Коллективное рисование «Дома на нашей улице»
Рисование с элементами аппликации «Разные здания на нашей улице» (коллективная работа)
Рисование «Машины на дорогах нашего города»
Рисование «Собор Владимирской богоматери»
Вы видите рисунки детей.
Третий цикл основного этапа «Я горжусь своей малой родиной».
Цель: Формировать бережное отношение к историческим местам города, стремление к сохранению архитектурных памятников, воспитывать чувство гордости и уважения к известным людям Сергача (писателю, художнику, воинам-сергачанам). Развивать умение передавать свои чувства в художественной продуктивной деятельности.
Дети посетили детскую библиотеку, где познакомились с писателем Шуртаковым С. И. и его книгами: героями Великой Отечественной войны и литературными произведениями о войне; в краеведческом музее им. Громова дети имели возможность познакомиться с художником Малеевым Н. В. и его картинами. В ДОУ было проведено познавательное занятие о героях войны «Их помнит наш город», приуроченное к празднику 9 мая. Была организована экскурсия к обелиску погибшим воинам, вечному огню. Дети почтили память павших воинов минутой молчания и возложили цветы к Обелиску и вечному огню.
Реализации 3 цикла «Я горжусь своей малой родиной» в изобразительной деятельности детей :
Рисование «Герб Сергача»
Лепка «Сергачский мишка»
Рисование «Портрет моей мамы»
Рисование «Кем я хочу быть?»
Рисование «Салют над городом»
Рисование «Защитники земли русской»
Взаимодействие с родителями:
Выставка совместного творчества «Герб моей семьи»
Заключительный этап.
Итоговыми мероприятиями заключительного этапа являются:
Выставка работ детских рисунков на тему: «Мой край родной».
Выставка фотографий «Люблю тебя, мой город!»
Развлечение «Деревенские посиделки»
Презентация проекта «Мой край родной»
Результат реализации проекта «Мой край родной» в изобразительной деятельности детей :
- дети знакомы с историей, культурой и традициями родного края, с его достопримечательностями. Развито умение отображать знакомые объекты родного города в художественном творчестве;
- у детей проявляется активность и самостоятельность в выборе сюжета рисунка;
- дети имеют навыки составления композиции панорамы города;
- понимают важность в сохранении красоты родных мест, проявляется умение передавать красоту родной природы разными средствами изображения в своих работах;
- у 78% детей развиты творческие способности в изобразительной деятельности.
Вывод:
Без знания своих корней, традиций своего народа, своего города нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с родным краем помогает воспитывать любовь к истории, культуре, природе, гордится своим городом, воинами-защитниками и известными людьми.
Всё это положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка в изобразительной деятельности, формирует общую духовную культуру.