Корчагина Юлия Леонидовна Кириши
«На помощь к Умке». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Конспект совместной образовательной деятельности
«Речевое развитие».
«На помощь к Умке»,
(старшая группа).
Разработала: воспитатель старшей группы Корчагина Ю. Л.
2018 г.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, творческая.
Тип: интегрированное.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формы организации детей: коллективная.
Цель: Развитие связной речи и мышления детей старшего возраста при закреплении темы «Животный мир полярных районов Земли».
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о животных крайнего Севера, (характерном внешнем виде, обогащение словарного запаса.
Развивающие задачи:
2. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
3. Развивать умение отгадывать загадки, составлять небольшой рассказ про животных крайнего Севера.
Воспитывающие задачи:
4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, бережному и заботливому отношению к животным.
Материал и оборудование:
Технические средства обучения:
-Интерактивное оборудование, презентация «На помощь к Умке».
Демонстрационный материал: письмо с конвертом, глобус, мяч, аудиозапись «Колыбельная медведицы».
Раздаточный материал: разрезные картинки обитателей Севера.
Ход: Слайд: №1. Картинка: титульная.
Звучит тихая музыка из мультфильма «Умка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! письмо, наверное, для нас. Давайте откроем конверт.
Ответы детей: Да, откроем!
Воспитатель читает письмо: «Внимание, срочно! Дорогие ребята! Пишут вам полярники! На дрейфующей льдине уплыла мама медвежонка Умки, ему очень страшно. Ребята, помогите его успокоить. Расскажите ему о животных Севера! Он еще совсем маленький и плохо знает Арктику.
А мы отправимся на поиски мамы медвежонка.
Начальник полярной станции «Дружная»!".
Слайд №2. Картинка: Умка на Севере.
Воспитатель: Ребята, вы поняли, что случилось? Умка остался совсем один, маленький и беззащитный. Полярники просят нас помочь ему. Поможем медвежонку?
Ответы детей: Поможем!
Воспитатель: Давайте расскажем ему о Севере и о том, что он живет там не один, чтобы он не боялся.
Воспитатель: Ребята, где живет Умка?
Ответы детей: На Севере.
Воспитатель: Север называют по-другому Арктика или Северный полюс.
Это самое холодное место у нас на планете. Посмотрите, на глобусе оно показано белым цветом.
Слайд №3. Картинка: Северный полюс.
Воспитатель: Арктика занимает все острова Северного ледовитого океана. Там царство вечной мерзлоты, царство холода, снега и льда. Зима там очень длинная, а лето короткое и холодное. Там люди не живут. Но ученые - полярники изучают природу и животных Арктики. Как вы думаете, на чем можно туда добраться?
Ответы детей: На самолете!
Слайд №4. Картинка: летящий самолёт.
Воспитатель: Мы садимся в самолёт,
Отправляемся в полёт!
Дети имитируют полёт на самолёте.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте.
Слайд №5. Картинка: Северное сияние. Экорежим.
Воспитатель: Что за чудо чудеса
Загорелись небеса
Ой горит пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный
Золотой костер небесный
Никого за тучей нет -
Это с неба льется свет - северное сияние.
Воспитатель: Чудо чудное, диво дивное, которое называется Северное или Полярное сияние. Давайте возьмем защитные очки и посмотрим на наш волшебный экран.
(Дети выполняют упражнение «Очки» - пальцы складывают как очки и прикладывают к лицу).
Воспитатель: Ребята. Вам понравилось это явление природы? Как оно называется?
Ответы детей: Северное сияние.
Воспитатель: Да, на севере очень красиво. Там живет много животных, птиц, а северные моря богаты рыбой.
Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы?
Ответы детей: Мы тоже замёрзли!
Воспитатель: Предлагаю погреться.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).
Воспитатель: На Севере живёт много животных, птиц, а северные моря богаты рыбой.
- Я Вам сейчас буду загадывать загадки об обитателях Арктики, а вы попытайтесь отгадать их. Вы согласны?
Ответы детей: Согласны!
Слайд №6. Картинки: белый медведь, северный олень, тюлень.
Воспитатель: Живет он там, где холода
И ловит рыбу из под льда
Он в шубе белой щеголяет
Умеет плавать и нырять
Ответы детей: Белый медведь.
Воспитатель: Ребята, сейчас Данила расскажет нам про белого медведя.
Данила: Белый медведь самый крупный хищник. Он охотится на моржей, тюленей, рыбу.
Воспитатель: Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга
Ответы детей: Северный олень.
Воспитатель: Про северного оленя нам расскажет Андрей.
Андрей: Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Северный олень ест лишайник, мох зелёный.
Воспитатель: Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это..
Ответы детей: Тюлень.
Воспитатель: Про тюленя нам расскажет Таисия.
Таисия: Тело у тюленя вытянутое. Шея короткая, но очень сильная. Питается рыбой и мелкими морскими обитателями. Хорошо плавает
Слайд №7. Картинки: морж, песец, полярный волк.
Воспитатель: Гордится он усами
И острыми клыками,
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Ответы детей: Морж.
Воспитатель: Про моржа нам расскажет Миша.
Миша: Морж толстый и тяжелый. Имеет два белых клыка, вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами воду загребает
Воспитатель: Хвост поджав во льдах ночую,
Выношу мороз любой
Я по северу кочую
В теплой шубе голубой
Ответы детей: Песец.
Воспитатель: Про песца нам расскажет Дима.
Дима: Песец похож на лису. Они бывают белые и голубые. Этот зверёк питается мелкими животными и рыбой.
Воспитатель: Этот зверь родня собаке
Его по вою узнает всякий
В охоте, знает толк
Угадали? Это …
Ответы детей: полярный волк.
Воспитатель: Про полярного волка нам расскажет Рита.
Рита: У полярного волка тёплая шуба, острое зрение. Умеет охотиться и имеет хороший нюх. Ест любой корм, который попадётся.
Слайд №8. Картинки: белый медведь, морж, слон, тюлень.
Воспитатель: Игра «Кто лишний?».
Ребенок подходит к интерактивной доске и убирает лишнюю картинку- слон и объясняет правильность своего решения (слон- животное жарких стран).
Слайд №9. Картинки: моржонок, северный олень, тюленёнок, белый медвежонок.
Воспитатель: Игра «Кто лишний?».
Ребенок подходит к интерактивной доске и убирает лишнюю картинку- северный олень и объясняет правильность своего решения (северный олень, так как он не детёныш).
Слайд №10. Картинки: северный олень- много северных оленей.
Воспитатель: Игра «Один – много».
Ребенок подходит к интерактивной доске и отвечает.
Слайд №11. Картинки: белый медведь – много белых медведей.
Ребёнок подходит к интерактивной доске и отвечает.
Воспитатель: Друзья мои! У меня были картинки обитателей Севера, но они заледенели и случайно рассыпались. Помогите мне их собрать!
Игра «Разрезные картинки».
Дети за столами собирают разрезные картинки.
Звучит песня «Колыбельная медведицы»
Слайд №12. Картинка медведица и медвежонок Умка вместе.
Воспитатель: Какая радость, медведица вернулась и они опять вместе. Умка любит играть с мамой и кататься на ней верхом. Все мамочки на свете очень любят своих малышей, мама Умку покормила, обняла и укладывает спать.
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в детском садике опять».
Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие?
Ответы детей: Понравилось!
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Ответы детей: На Северном полюсе.
Воспитатель: С какими животными мы встретили?
Ответы детей: Белый медведь, морж, тюлень, северный олень.
Воспитатель: Что больше всего запомнилось?
Ответы детей: Собирать картинки.
Воспитатель: Если вам было интересно прошу вас похлопать в ладоши, а если – нет, то спрятать руки за спину.
Дети выполняют движения.
Воспитатель: Спасибо вам за помощь! Я вас всех благодарю!