Светлана Пименова
Консультация для родителей «Ум ребенка на кончиках его пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, рук находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два научно-подтвержденных фактапозволяют рассматривать кисть руки как орган речи, наряду с артикуляционным аппаратом.
Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Публикация «Консультация для родителей „Ум ребенка на кончиках его пальцев“» размещена в разделах
Простые движения рук и пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Чем больше внимания вы уделяете пальцам рук, тем активнее развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен на кончиках пальцев!
Не верите? Тогда – немного науки.
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как же эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Так исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.
А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
И можно убедится в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки с деятельностью головного мозга они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки, и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу-рогатую».
Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Какие же упражнения помогают
развивать мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук
• Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности
• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку
• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия
• Рисование карандашом, фломастерами
• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание
• Массаж рук малыша и различные пальчиковые игры
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазанья и висы. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы
Как выполнять упражнения
для развития мелкой моторики?
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, потом второй, затем двумя одновременно. Если упражнение показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая правую руку – мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку – мы стимулируем развитие правого полушария мозга
Будучи вовлечен в активную деятельность, ребенок вынужден мыслить, думать, логически размышлять, делать выбор, анализировать.
Все это способствует его интеллектуальному и речевому развитию.