Мария Тумашева
«Ребенок в поликультурном пространстве Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Народная культура всегда отражала ценностные особенности народа и всегда влияла на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.
Задачи: учить чувствовать и понимать природу родного края;
формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, их образе жизни, о бурятском фольклоре;
Публикация «„Ребенок в поликультурном пространстве Сибири“» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории;
познакомить детей с особенностями национальной одежды русских и бурятов, их орнаментом и украшениями, сходством и различием; развивать вкус, побуждать детей к проявлению инициативы и творческой самостоятельности при выборе орнамента.
Предварительная работа:
Беседы о Байкале, чтение сказок бурятского народа, легенд, фольклора и т. д.
Просмотр видеофильмов о Байкале, об острове Ольхон, об Иркутском нерпенарии.
Рассматривание иллюстраций – картинок с изображением бурят, русских в их национальных костюмах.
Рассматривание иллюстраций с изображением русской избы, бурятской юрты (выяснение их сходства и различия).
Разучивание бурятских игр.
Словарь:
Региональный – местный
Компонент – составная часть чего-нибудь
Уникальный – единственный, неповторимый
Юрта бурятская
Полог – дверь юрты
Улус – деревня
Войлок – материал из шерсти овец, сделанный вручную
Русская изба – деревянный дом (ставни, конёк на крыше – оберег избы)
Орнамент – узор
Триада – основной узор бурятского орнамента
Ход деятельности
- Дети, вы любите путешествовать? Мы отправляемся с вами в путешествие, а вот на чем? Посмотрите на чертеж и догадайтесь, на чем же мы поедим. Что вы здесь увидели? (свободные ответы детей)
- Может, загадка вам подскажет, послушайте
«На этом транспорте можно оказаться далеко в прошлом времени или в будущем. Это не ракета и не самолет, хотя может летать, а может и по шоссе передвигаться. Что же это за транспорт? (свободные ответы детей)
- Когда возьмете билеты, билеты, вы узнаете, куда мы поедем (на билетах силуэт Байкала) Так куда мы направляемся? (свободные ответы детей)
- Крепко взялись за руки (включается музыка и воспитатель вместе с детьми «змейкой» переходят к макету Байкала)
- А вот и …. что? (свободные ответы детей)
- Послушайте плеск волн…подарите Байкалу «бусы» из красивых слов (дидактическое упражнение) «Какой?» - синий, красивый, блестящий, нежный, холодный, ровный, спокойный, чистый, ласковый, бурный, ледяной, замерзший, теплый, многоводный, заснеженный, могучий, сильный и т. д.
- Мы не раз уже говорили с вами о Байкале, его чистой питьевой воде, о богатстве озера, его уникальности (неповторимости). А сегодня поговорим о народах, которые жили и живут на берегах Байкала.
(Обратить внимание детей на макет юрты)
- Как вы думаете, чье это жилище? (бурятское) (свободные ответы детей)
- Само название бурят – буряят, буряяд. Русские называли бурят братскими. Буряты занимались скотоводством: разводили овец, коров, коз, лошадей. Семьи скотоводов перемещались вслед за стадами. Умели буряты и охотится, и рыбу ловить, к земледелию любовь привили русские люди, на побережье Байкала у них был еще промысел нерпы.
Жили буряты в юрте из войлока, позже стали делать юрту из бревен. Юрта без окон, а в крыше отверстие освещения и для выхода дыма от костра на котором готовили.
Дидактическое упражнение «Найди нужное слово»
А. жилище бурятов: дом, изба, чум, юрта
Б. какая из сказок бурятская: «Три брата», «Три поросенка», «Ключ счастья»
В. Какой танец бурятского народа: «Яблочко», «Ехор», «Лезгинка»
- Какие игры бурятского народа вы знаете? (свободные ответы детей)
- Становитесь, поиграем в бурятскую народную игру «Найди друга»
Игра «Найди друга»
- Народы Байкала верили, что их оберегают духи. Над всем стоял великий Дух-Байкал, он мог и наградить, и наказать. Послушайте загадку:
Из воды четыре братца
Поднялись покрасоваться,
В беломраморную грудь
Ветра свежего вдохнуть.
Долгий братец – самый длинный,
Брат большой – князь муравьиный,
Тонкий брат и круглый брат
Из воды едва следят.
Кто они? Пришли откуда?
Под каким названьем чудо? (Ушканьи острова)
Легенда об Ушканьих остравах:
- Что вы знаете из легенд о том, как появились Ушканьи острава? (свободные ответы детей)
А. с кем боролся Байкал? (с бурей)
Б. что он воздвиг вокруг себя? (скалы)
В. На какую хитрость пошел Байкал? (стал со дна скалы поднимать)
Г. Чем заносило скалы очень-очень много лет? (илом, песком)
Д. какая же живность устраивает лежбища на Ушканьих остравах? (нерпы)
Легенда о первом обитателе Ушканьих остравов:
А. какой наказ оставил старик-сторож, который прожил много лет на Ушканьих островах своим внукам и правнукам (как лисица около своей норы не охотится, так и вы берегите вокруг себя все живое. Без природы человек голый, а голышом долго не проживешь)
- А сейчас, как послушные правнуки коренных жителей Байкала, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота»
После игры, дети садятся в позу «лотоса» :
Дидактическое упражнение «Найди ответ» :
А. на берегу какой реки обосновался наш город? (Иркут)
Б. как назывались люди, которые жили на берегах Байкала задолго до появления бурят? (курыкане)
В. К какой реке убежала дочь Байкала? (к Енисею)
Г. Какого народа сказка «Живая вода» (хакасского)
где проживает хакасский народ? (на Енисее, у его притока Абакана)
Д. какие деревья зимой и летом питает эта «живая» вода, о которой говорится в сказке? ( хвойные: ель, сосна, кедр)
Е. в какой бурятской сказке богатый и жадный, отважный и добрый, мудрый и старый обращаются к Князю Неба с просьбой о воде? (бурятская народная сказка «Три брата»)
Ё. из какой сказки мы узнали, что «стали крепко дружить и счастливо жить друзья – бурят Айдархан и Антон-труженик? («Ключ счастья»)
Ж. в каком произведении мы узнали о двух ветвях бурятского народа – булагатах и ихиритах? (в бурятской легенде)
З. что означает «булагат»? (найденный в бычьей борозде)
Д. как с бурятского перевести «ихирит»? (найденный в воде)
И. так где жила семья шаманов Шодо и Шондо по легенде? (где Ангара вытекает из Байкала)
- Озеро Байкал, говорит народ, - это голубое сердце Сибири, а остров Ольхон – сердце Байкала. По бурятским легендам именно на Ольхоне в скале Шаманка живет дух Байкала. Именно с острова Ольхон началось освоение Байкала русскими казаками.
Дети читают стихи:
Чиста вода и воздух чист.
Крепчает здесь народ.
Бурят, казак и декабрист
Продолжили здесь род…
Воду Байкала несет Ангара,
Сверкают огнями ее берега.
Разные нации в крае живут,
Малую Родину славят.
Разные нации в крае живут,
Землю Иркутскую славят.
Включить бурятскую мелодию, входит гостья в бурятском национальном костюме. После приветствия рассматриваем костюм девушки: выясняем, что любимый цвет бурят – синий. Гостья раздает всем детям конверты и предлагает выполнить задание – составить пазлы, которые у них останутся в подарок.
Бурятский танец «Ехор» (танцуют дети вместе с девушкой)
- В следующий раз наша гостья познакомит нас с бурятской кухней.